тайм консалтинг

Требования охраны труда в офисе:
чек-лист для исполнения

Мы — аутсорсинговая компания Тайм консалтинг. Оказываем бухгалтерские, юридические, кадровые услуги и не только (управленческий учет, бизнес-анализ компании, подготовка бизнес-планов и т.д.)
Напишите нам в WhatsApp, когда вам это понадобится.
Звоните, если есть вопросы)
Оставьте свой номер, и мы вам перезвоним.
Или вы можете позвонить нам сами
+7-952-184-98-09
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Охрана труда в офисе – это важный аспект заботы о сотрудниках, их здоровье и безопасность на рабочем месте. Несмотря на то, что офисная работа может показаться безопасной, ее выполнение связано с рисками и нагрузками на организм. Поэтому соблюдение правил охраны труда в офисном помещении необходимо для того, чтобы предотвратить травмы, заболевания и несчастные случаи на работе, а также повысить производительность труда.

В этой статье мы представляем чек-лист из девяти основных пунктов, которые помогут соблюдать требования законодательства по охране труда в офисе. Выполните эти шаги и сократите риски привлечения к административной ответственности, а также риски несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Раз в месяц мы делаем подборку интересных статей и информации, которая поможет вам найти решения и всегда "держать руку на пульсе".
Часто письма не шлем. Мы тоже не любим спам!

Подписываясь на рассылку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных согласно Федеральному закону РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»
1. Определите ответственного за охрану труда

Если в вашей организации работает больше 50 человек – создайте службу охраны труда.
Если меньше 50 человек, то на ваш выбор вы можете либо создать службу, либо
закрепить ее функции за следующими лицами:

  • Специалист по охране труда;
  • Индивидуальный предприниматель лично или руководитель организации;
  • Организация или физическое лицо по гражданскому договору.
  • Нормативный акт: статья 223 Трудового кодекса.
2. Проведите обучение и проверку знаний по охране труда для работников

Помните о том, что действуют специальные правила для офисных работников. В частности, вы можете освободить от первичного и повторного инструктажей офисных работников, деятельность которых связана исключительно с использованием персональных компьютеров и оргтехники на их рабочих местах. Для этого необходимо утвердить локальный нормативный акт с перечнем должностей, которые освобождаются от обязательного инструктажа.

Также установлены особенности обучения по охране труда на микропредприятиях. Например, проверку знаний охраны труда может проводить специальный работник (без создания комиссии).

Нормативные акты: статья 214 Трудового кодекса, Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464.
3. Проведите специальную оценку условий труда

Специальная оценка условий труда проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет.

Оценка состоит не только из определения физических условий работы, но и психологических факторов, влияющих на психологическое состояние сотрудников, таких как рабочий график, напряженность работы и другие аспекты.

Важно! С 1 марта 2023 года установлены Особенности проведения спецоценки условий труда для микропредприятий. Приказ Минтруда России от 31.10.2022 N 699н.

Нормативные акты: Федеральный закон № 426-ФЗ, приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н.
    4. Исполните требования к рабочим местам

    Так, площадь на одно постоянное рабочее место пользователей персональных компьютеров на базе плоских экранов – не менее 4,5 м2.

    Также необходимо соблюсти требования к освещенности при размещении компьютеров.

    Нормативные акты: раздел XXII СП 2.2.3670-20, п. 2 ст. 38 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ

    Важно! Избыточные требования о высоте рабочей поверхности и подставке для ног были отменены. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2 утратил силу.
    5. Соблюдайте требования к микроклимату на рабочих местах

    К показателям микроклимата относятся

    1. Температура воздуха;
    2. Температура поверхностей ограждающих конструкций (стены, потолок, пол);
    3. Относительная влажность воздуха;
    4. Скорость движения воздуха;
    5. Интенсивность теплового облучения.

    Например, для офисных работников влажность воздуха в холодный период составляет от 15 до 75 %. Предел допустимой температуры 20,0 - 21,9 °C, а верхний предел - 24,1 - 25,0 °C.

    Нормативный акт: Таблица 5.1, Таблица 5.2 СанПиН 1.2.3685-21.

    6. Установите правильное освещение

    Обеспечьте правильное освещение помещения. Так, отдельно установлены требования к освещению рабочей поверхности, искусственному, естественному и совмещенному освещению.

    Нормативный акт: таблица 5.25 СанПиН 1.2.3685-21.
    7. Следите за уровнем шума

    Соблюдайте предельный уровень шума. Гигиенический норматив в данном случае –эквивалентный уровень звука. Это уровень, воздействующий на работающего за рабочую смену (измеренный или рассчитанный относительно 8 ч рабочей смены).
    Размер его ­– 80 дБА.

    Нормативный акт: п. п. 34, 35 СанПиН 1.2.3685-21.
      8. Делайте уборку

      Законодательство не содержит специальных требований к уборке офисных помещений. Санитарные правила устанавливают обязанность по влажной уборке для отдельных видов деятельности (гостиничные, бытовые услуги, аптечные услуги и прочие).

      Вместе с тем, в офисе также необходимо делать влажную уборку. Для офисов установлены нормативы предельно-допустимой концентрации загрязняющих веществ, микроорганизмов, бактерий. Отсутствие уборки – путь к повышению концентрации веществ в воздухе, риска профессиональных заболеваний и штрафов со стороны Роспотребнадзора.

      Поэтому проводите влажную уборку раз в день.

      Нормативный акт: раздел I СанПиН 1.2.3685-21.
      9. Проводите производственный контроль

      Работодатель должен не просто выполнить требования в области санитарных правил, но и осуществлять постоянный контроль за их соблюдением и проведением профилактических мероприятий. Объектами производственного контроля за условиями труда являются рабочие места.

      Нормативные акты: статьи 11, 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п. 2.3 СП 2.2.3670-20, п. п. 1.3, 1.4 СП 2.2.3670-20.
        Итог

        Забота о безопасности сотрудников в офисе –неотъемлемая часть здорового и продуктивного рабочего окружения. Следование требованиям по охране труда поможет создать не только комфортную и безопасную среду для работы, улучшить работоспособность сотрудников и повысить эффективность бизнеса в целом.

        Важно помнить, что необходимость соблюдения правил охраны труда не исчезает со временем, и каждый работодатель должен регулярно контролировать и анализировать состояние охраны труда в своем офисе.

        Если у вас возникли вопросы или сложности с обеспечением безопасности труда, обращайтесь в «Тайм консалтинг». Мы окажем любую правовую поддержку и разработаем комплекс мер по улучшению условий труда, что повысит производительность и снизить риски для сотрудников и работодателя.

        Также смотрите