тайм консалтинг

Путь к непорочной репутации.
Часть 2.

Защита от диффамации в суде.

Автор статьи - Александр Жданов
Мы — аутсорсинговая компания Тайм консалтинг. Оказываем бухгалтерские, юридические, кадровые услуги и не только (налоговое планирование, управленческий учет, услуги бизнес-аналитика, структуризация бизнеса, подготовка бизнес-планов и маркетинговых исследований , разработка сайтов и т.д.)
Напишите нам в WhatsApp, когда вам это понадобится.
Звоните, если есть вопросы)
Оставьте свой номер, и мы вам перезвоним.
Или вы можете позвонить нам сами
+7-952-184-98-09
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
В предыдущей статье мы рассмотрели различные варианты защиты деловой репутации вне судебных процедур. В данном материале мы сосредоточимся на судебной защите, предоставляя подробные рекомендации относительно последовательности действий, доступных вариантов защиты и потенциальных рисков.

Комментарий в интернете может нарушать различные нормы закона, но мы сконцентрируемся на защите при распространении порочащей информации, которая не соответствует действительности (диффамация).
Раз в месяц мы делаем подборку интересных статей и информации, которая поможет вам найти решения и всегда "держать руку на пульсе".
Часто письма не шлем. Мы тоже не любим спам!

Подписываясь на рассылку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных согласно Федеральному закону РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»
1. Оформление доказательств
Ваша задача – фиксация факта существования комментария. Для этого следует обратиться к нотариусу для составления протокола осмотра интернет-страницы.

Обязательно сделайте это действие до подачи заявления в суд, иначе протокол, составленный во время судебного процесса, не будет принят судом в качестве доказательства.

В протоколе будет зафиксирован адрес страницы; отражено кто, как и когда осматривал страницу, какое содержание на странице; а также приложены скриншоты страницы.

Важно знать,
что наличие сообщения можно доказать не только нотариальным протоколом. Законами не предусмотрено каких-либо ограничений в способах доказывания факта распространения сведений через Интернет. Суд вправе принимать любые средства доказывания, предусмотренные законом, например заверенный вами скриншот веб страницы. Однако следует отметить, что суд может отказать в принятии данного доказательства, особенно если страница будет удалена и у вас не будет других доказательств.

Поэтому прибегайте к предъявлению скриншота только в крайних случаях и при соблюдении требований: у вас есть иные доказательства комментария, и вы правильно оформили скриншот. Распечатайте скриншот и укажите адрес страницы, точное времени ее получения и кто обращался к странице. Заверьте скриншот уполномоченным лицом.
2. Определение ответчика
Ответчиком по делу может быть автор диффамационных сведений, а также лицо, распространившие эти сведения. В вашем случае таким лицом будет владелец сайта.

Но для обращения к конкретному лицу необходимо его установить. В отношении автора: проверьте его личную страницу при наличии, попробуйте узнать больше у администрации сайта.

  • Действия по установлению владельца сайта:
  • Проверка на специальных сайтах, например на сервисе who.is;
  • Связь с владельцем домена через регистратора;
  • Проверка информации о создателях файлов на сайте;
  • Поискать почтовые адреса, связанные с доменом (уникальное имя сайта).

Если невозможно установить автора информации и распространителя, вы всё равно можете обратиться в суд за защитой. В этом случае вы можете подать заявление в суд для признания распространенной информации недостоверной. Процесс пройдет в специальном порядке без ответчика. Обратите внимание, что у вас не будет возможности применить другие методы защиты, такие как удаление информации, публикация опровержения или возмещение причиненного ущерба.

Продолжим рассматривать ситуацию, когда ответчик известен.
3. Выбор суда
Если информация в комментарии связана с экономической деятельностью организации или индивидуального предпринимателя, обратитесь в Арбитражный Суд вашего региона. Распространитель информации не имеет значения, так как решающим критерием является спор, возникший в сфере предпринимательства.

В случае, если информация связана с трудовой деятельностью вашего работника, то ему следует обратиться в суд общей юрисдикции, так как в данном случае сведения касаются качества исполнения трудовых обязанностей, выходящего за рамки споров в области экономической деятельности.

Но если в сообщении помимо организации был упомянут один из ее руководителей, то в этом случае подавайте иск от имени компании и менеджера в Арбитражный Суд. Это обусловлено тем, что руководящий сотрудник не только выполняет трудовые функции, но и несет ответственность за производственно-хозяйственную деятельность компании, что прямо связывает его с предпринимательской деятельностью организации.
4. Список требований в суде
При составлении искового заявления необходимо четко определить свои требования к автору комментария.

Вы можете потребовать:

  1. Удалить сведения;
  2. Опровергнуть сведения тем же способом что и первоначальное сообщение;
  3. Возместить убытки;
  4. Компенсировать моральный вред (только в отношении гражданина, в том числе и ИП);
  5. Возместить репутационный вред.

Законодательство не предусматривает принесение извинения как способ защиты, поэтому суд не может обязать ответчика извиниться. Однако, вместо этого, вы можете включить извинение в мировое соглашение с ответчиком.

Для всех способов защиты необходимо установить четыре факта:

  1. Сообщение содержит утверждение о фактах
  2. Информация была распространена,
  3. Информация не соответствует действительности,
  4. Информация порочит деловую репутацию.

Плюс для применения таких способов как возмещение убытков, компенсация морального и репутационного вреда требуется установление дополнительных фактов. Но для начала рассмотрим установление основных фактов.
5. Установление обстоятельств
В суде необходимо установить в первую очередь наличие сведений о фактах в комментариях. В сообщении должны описываться события реальной действительности. Оценочные суждения, напротив, не поддаются проверке на соответствие действительности и, следовательно, не могут быть подвергнуты судебной защите.

Важно! Фразы, такие как «по моему мнению» или «это моя оценка», использованные комментатором вместе с информацией о фактах, не защищают его от проверки фактической достоверности. Суд оценивает содержательную сторону высказывания, а не обращает внимание только на формулировки.

Если предыдущий тест пройден, то вам необходимо убедить суд в том, что:

  1. Сведения были распространены;
  2. Сведения порочат вашу деловую репутацию.

Распространение
– сообщение сведений в любой форме хотя бы одному лицу.

Если были предприняты достаточные меры конфиденциальности для предотвращения распространения таких сведений третьим лицам, то их сообщение исключительно Вам не будет рассматриваться как распространение.

Порочащие сведения – такие сведения, которые могут ухудшить вашу репутацию в глазах общества. Признак порочащих сведений – утверждение о нарушении каких-либо правил в широком смысле. Это могут быть, например, нормы морали, деловой этики, нормы законодательства, в том числе Уголовного кодекса.

Сведения, порочащие деловую репутацию, могут быть изложены в различных формах: как в грубой и оскорбительной, так и в достаточно приличной.

Важно!
Закон не требует доказывать факт сформированной положительной репутации на момент публикации комментария.

Ответчик в свою очередь должен будет доказать, что информация соответствует действительности. Но это не значит, что вы должны вести себя пассивно – в ваших интересах убедить суд, в том, что факты на самом деле не существовали.
6. Возмещение убытков
Каждый из этих способов защиты весьма сложен и требует детального рассмотрения. В этой заметке отметим лишь основные моменты.

Для взыскания убытков требуется представить доказательства о том, что распространение порочащих сведений привело к вашим потерям, то есть доказать причинно-следственную связь. Важно отметить, что иск о взыскании убытков может быть подан отдельно от иска о защите деловой репутации.

Моральный вред – нравственные или физические страдания гражданина. При определении размера компенсации суд учтет степень и характер физических и нравственных страданий, оценивается характер спорных сведений, каким путем (способом) они были распространены и т.п. При этом наличие морального вреда предполагается при распространении порочащих сведений. Компенсация взыскивается судом независимо от вины причинителя вреда. Юридическое лицо не имеет право на компенсацию морального вреда.

Вместе с тем, организация может заявить о взыскании репутационного вреда. Это способ защиты, выработанный судебной практикой. Репутационный вред может проявиться, например, в потере конкурентоспособности или ухудшении общественного мнения о качестве ваших услуг. Помимо прочего, вам необходимо будет доказать, что:

  • У вас была сворованная деловая репутация;
  • Ваша репутация ухудшилась из-за отзыва.
7. Взыскание судебных расходов
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам относится в том числе оплата лингвистической экспертизы комментария.

Суд взыщет расходы в вашу пользу с проигравшей стороны после того, как вы успешно победите в суде благодаря нашим советам. Расходы должны быть взысканы также если вы обратились к сайту, а не к автору комментария. Если суд не взыщет расходы в своем решении, то вы можете обратиться с отдельным заявлением.
    Итог.
    Для успешной защиты деловой репутации в суде необходимо учесть несколько ключевых моментов. Вам следует аккуратно оформить доказательства, определиться с ответчиком и подходящим судом, а также ясно сформулировать ваши требования и доказать факты распространения недостоверной и порочащей информации.

    Все эти шаги являются сложными задачами, и на каждом из них можно допустить фатальные ошибки. Поэтому мы настоятельно рекомендуем обратиться за помощью к опытным профессионалам.
      Также смотрите