тайм консалтинг

Что такое ноу-хау,
и как его защитить?



Автор статьи - Александр Жданов
Мы — аутсорсинговая компания Тайм консалтинг. Оказываем бухгалтерские, юридические, кадровые услуги и не только (налоговое планирование, управленческий учет, бизнес-анализ компании и структуризация бизнеса, подготовка бизнес-планов и т.д.)
Напишите нам в WhatsApp, когда вам это понадобится.
Звоните, если есть вопросы)
Оставьте свой номер, и мы вам перезвоним.
Или вы можете позвонить нам сами
+7-952-184-98-09
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Ноу-хау, или секрет производства, является ценной информацией, обеспечивающей конкурентное преимущество на рынке и эффективное ведение бизнеса. В России защита инноваций не обязательно происходит при помощи патентов, и одним из доступных механизмов защиты является установление ноу-хау.

Охрана ноу-хау строится вокруг цели сохранения информации в секрете и конфиденциальности, что позволяет предприятию максимально защитить свои технологии и получить выгоду на рынке.

В нашей статье мы представляем понятное и простое объяснение того, что такое ноу-хау, как его установить и использовать, а также как обеспечить его защиту в соответствии с российским законодательством.
Раз в месяц мы делаем подборку интересных статей и информации, которая поможет вам найти решения и всегда "держать руку на пульсе".
Часто письма не шлем. Мы тоже не любим спам!

Подписываясь на рассылку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных согласно Федеральному закону РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»
1. Понятия и признаки

Секретом производства могут быть сведения любого характера: производственные, технические, экономические, организационные. Например ­– маркетинговая стратегия.

Сведения должны обладать действительной или потенциальной коммерческой ценностью. Причина ценности – неизвестность третьим лицам.

О чем сведения:

  • о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере;
  • способах осуществления профессиональной деятельности.

При этом:

  • у третьих лиц нет свободного доступа к сведениям;
  • обладатель сведений обеспечивает их конфиденциальность.

Ноу-хау не обязательно должно иметь признак новизны. Вы приобретете самостоятельное право на секрет производства, если добросовестно и независимо от других обладателей обнаружите сведения, которые уже являются секретом производства.

Важно! Секретом производства не может быть информация, которую вы обязаны раскрывать или не можете утаивать в силу закона.
    2. Защита данных

    Начнем с того, что секрет производства не регистрируется, в отличии от изобретения, полезной модели и промышленного образца.

    Ранее Гражданский кодекс требовал, чтобы информация защищалась исключительно режимом коммерческой тайны. С 2014 года такого правила нет.

    В случае судебного спора вам придется доказывать то, что вы действительно предпринимали меры для защиты конфиденциальной информации. Поэтому все же самый эффективный способ защиты – режим коммерческой тайны. Несомненный плюс – четкие правила закона и ответственность за нарушение.

    Но вы также можете принять иные меры для сохранения конфиденциальности ноу-хау.

    Среди этих мер:

    1. Ограничение физического допуска (охрана помещений, видеонаблюдение);
    2. Подписание соглашений о конфиденциальности;
    3. Использование специальных программ, в том числе средств шифрования;
    4. Строгая информационная безопасность: усиленная политика паролей, ограничение информационных прав сотрудников);
    5. Контроль за партнерами: проверка их на риски утечек информации;
    6. Регулярная проверка информационных систем;
    3. Использлвание ноу-хау

    Вам принадлежит исключительное право в отношении ноу-хау. Возникает оно с момента установления режима ограниченного доступа к информации.

    Доступные действия:
    • Использование ноу-хау любым законным способом;
    • Распоряжение ноу-хау: заключить лицензионный договор или договор об отчуждении.
    • Также вы можете передать или получить секрет производства по договор коммерческой концессии (по франшизе).

    В отличие от патентных прав, право на ноу-хау бессрочное. Но право у всех обладателей будет утрачено, как только секрет производства будет разглашен.

    В контексте ноу-хау, разглашением считается раскрытие конфиденциальной информации третьим лицам, которые не имеют права на доступ к этой информации. При этом, не обязательно, чтобы информация была раскрыта большому количеству людей. Достаточно, чтобы о ноу-хау узнал хотя бы одни субъект, который не является уполномоченным на доступ к ней.
      4. Защита прав

      Тот, кто нарушил ваше исключительное право на ноу-хау, обязан возместить причиненные убытки. Убытки могут быть либо в виде реального ущерба, либо в виде упущенной выгоды. При этом вам необходимо будет доказать по крайней мере факт причинения убытков и по крайней мере приблизительный размер.

      Если передаете ноу-хау по лицензионному договору, то можете предусмотреть договорную ответственность, например неустойку в виде штрафа.

      Важно! Если ноу-хау было продано, то у вас остается обязанность хранить секрет. В случае нарушения вы понесете ответственность на общих основаниях.


      Лицо, которое случайно или по ошибке получило доступ к секрету производства, и не знало о его существовании, не несет ответственности за его использование.

      Кроме того, помните о правилах Закона о защите конкуренции. Закон рассматривает незаконное использование чужого ноу-хау в качестве недобросовестной конкуренции. Вы можете обратиться в ФАС России, чтобы она вынесла предписание правонарушителю.
      Итог

      В статье рассмотрены ключевые правовые аспекты секрета производства (но-хау), которые необходимо учитывать при ведении бизнеса. Это базовая информация, которая поможет понять, нуждаются ли ваши секреты в такой форме охраны. Кроме того, если вам потребуется помощь с конкретной проблемой, мы готовы предоставить ее, обеспечив профессиональное сопровождение.

      Если вам необходима помощь для подготовки пакета документов - Тайм консалтинг готов вам помочь).
      Наш телефон - 8-952-184-98-09
      Пишите на doa@timeconsulting.ru
      Также смотрите