тайм консалтинг

Методика учета

Управленческий учет
Раз в месяц мы делаем подборку интересных статей и информации, которая поможет вам найти решения и всегда "держать руку на пульсе".
Часто письма не шлем. Мы тоже не любим спам!

Подписываясь на рассылку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных согласно Федеральному закону РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»
В чем главная задача управленческого учета? Обеспечить менеджмент информацией, помогающей принимать правильные/эффективные решения. Неправильный учет дает менеджменту неверную базу для принятия решений. И мы принимаем решения, глядя в кривое зеркало!
Основной частью учетной политики компании являются ее методологические основы. Методика управленческого учета разрабатывается для каждого вида объектов учета. При этом методика учета может совпадать или не совпадать с методикой бухгалтерского учета по РСБУ.

При разработке учетной политики управленческого учета рекомендуется отталкиваться от перечня типовых хозяйственных операций бухгалтерского учета. Можно описывать только отличия учетных политик, а там, где методология совпадет, следует делать ссылки на соответствующие разделы бухгалтерской учетной политики.

Учет Основных средств (ОС)

1. Критерии отнесения активов к ОС
При постановке имущества на баланс предприятия необходимо отнести каждый актив к той или иной группе, в частности, отнести его к основным фондам или оборотным активам.

Как правило, для отнесения актива к той или иной группе используются следующие критерии:
  • срок эксплуатации данного актива
  • стоимость данного актива
  • функциональное предназначение
В упр. учете определяют сроки и стоимость, которые могут быть отличными от бухучета. Для разных групп ОС могут применятся разные критерии отнесения.

Почему так важно определить в управленческом учете эти критерии? Они влияют на показатели прибыли бизнеса, активов бизнеса. Если это основное средство, то в Отчете о прибылях и убытках оно отразится не всей своей стоимостью, а только в сумме амортизации. В другом случае будет сразу списано на финансовый результат и уменьшит прибыль компании. И если в бухучете есть определенные цели по размеру прибыли предприятия и начислению налогов на финансовый результат, то в упр. учете главная цель – это достоверная оценка экономической эффективности компании, то есть ее прибыли.

важно
Активы – материальные и нематериальные средства предприятия, разделенные по принципу их использования в хозяйственном обороте:

-оборотные (текущие) активы (денежные средства, дебиторская задолженность, запасы),
-и внеоборотные (постоянные) активы (земля, здания и сооружения, оборудование).
2. Оценка и переоценка ОС.

Стоимость имущества (активов) предприятия может оцениваться следующими способами:

  • по сумме произведенных затрат по закупке (установке, монтажу) данного вида актива
  • по рыночной стоимости
  • по нормативной стоимости, предписанной актами государственных органов или вышестоящих организаций (материнской компании, холдинга)
  • по экспертной оценке

Переоценка имущества предприятия также может производиться с необходимой периодичностью как по всем активам, так и выборочно по их группам. Существуют следующие методы переоценки имущества предприятия:

  • по рыночной стоимости
  • по коэффициентам переоценки, рекомендуемым государственными органами
  • по нормативам, предписанным (рекомендуемым) вышестоящей организацией
  • по экспертной оценке.
Доходы либо расходы по результатам переоценки списываются на финансовые результаты.

Владельцы бизнеса, как правило, требуют актуальные данные в упр. учете в части стоимости активов, поэтому в учетной политике необходимо определить и срок переоценки ОС и метод, который вы будете применять.
важно
В случае дооценки:

  • В Активе Баланса увеличивается стоимость внеоборотных активов
  • В Пассиве Баланса увеличивается «Добавочный капитал»

В случае уценки:

  • В Активе Баланса уменьшается стоимость внеоборотных активов
  • В Пассиве Баланса уменьшается «Добавочный капитал». Если уменьшение стоимости актива больше добавочного капитала – разница на убытки.

Амортизация основных средств.

Амортизация – процесс постепенного переноса стоимости основных средств на производимую продукцию. Его цель состоит в накоплении в достаточных размерах денежных средств, которые могут использоваться для приобретения новых ОC взамен выбывающих ОC по истечении срока их использования.

Существует несколько способов списания стоимости основных фондов, однако экономически целесообразно выделить следующие методы амортизации:

1. Линейный

  • Стандартный
  • Ускоренный

2. Дегрессивный

  • Геометрически-дегрессивный («Уменьшающегося остатка»)
  • Арифметически-дегрессивный («Суммы номеров лет»)

3. Нерегулярные

Под нерегулярными методами амортизации следует понимать такие схемы списания, где размер амортизационных отчислений зависит не от календарного срока службы, а от объема выпущенной продукции, отработанных машино-часов и т. п.

Например, целесообразно амортизировать грузовые автомобили: по километрам пробега или тоннажу перевезенных грузов или какое-то оборудование по часам его работы или изготовленной продукции.

Учет нематериальных активов (НМА)

Способность компании создавать и использовать НМА сегодня на большинстве рынков имеет более высокую значимость чем оборудования, здания и другие материальные активы.

Нематериальные активы – это активы компании, не имеющее физической формы, но представляющее для предприятия материальную ценность. Они, как и основные средства, направлены на получение прибыли компании.

Признаки НМА:

  • не имеют физической структуры
  • отделимы от другого имущества
  • используются в производстве продукции, выполнении работ, для управленческих нужд
  • используются в течение длительного периода времени
  • способны приносить доход в будущем

Что чаще всего в бизнесе можно выделить в виде НМА:

  • Промышленная собственность
  • Объекты авторского права
  • Ноу-хау
  • Торговые марки, бренды
  • Программное обеспечение
Интеллектуальные и деловые качества персонала, их квалификация и способность к труду

Стоимость НМА может оцениваться следующими способами:

  1. По сумме произведенных затрат
  2. По рыночной стоимости
  3. Метод аналогов

Оценка по будущим дисконтированным денежным потокам Методы амортизации НМА аналогичны методам амортизации ОС.

Начисление амортизации и переоценка НМА необходимо компаниям, владеющим известными товарными знаками или работающим на высокотехнологичных рынках. Для прочих компаний целесообразно признание соответствующих расходов сразу в момент их возникновения.
Учет доходов
Одной из важных частей учетной политики является методика учета доходов. При ее описании устанавливается момент определения доходов.

Существует два основных метода определения выручки от реализации продукции:

1. По отгрузке. Доход начисляется в момент отгрузки продукции покупателю (сдачи работ заказчику), о чем свидетельствуют документы о движении неденежных активов либо, например, акт сдачи-приемки работ.
2. По оплате. Доход начисляется в момент оплаты покупателем (заказчиком) отгруженной ему продукции (выполненных работ), о чем свидетельствуют платежные документы с его стороны.

Также необходимо определить, включается ли НДС в сумму доходов, и разработать классификацию доходов (например, по видам деятельности).
важно
У каждой компании есть три «кошелька» – три вида деятельности, по которым необходимо разделять доходы/расходы, поступления и выплаты:

Операционная деятельность – основная приносящая доход деятельность предприятия

Финансовая деятельность – деятельность, которая приводит к изменениям в размере и составе внесенного капитала и заемных средств предприятия

Инвестиционная деятельность – приобретение и выбытие долгосрочных активов и других инвестиций, не относящихся к эквивалентам денежных средств
Продолжение статьи будет опубликовано в следующем посте.
Задавайте своим вопросы, мы любим общаться с нашими клиентами.
Пишите нам на doa@timeconsulting.ru