Налоговые органы не обязаны выявлять выморочное имущество, хотя и осуществляют ряд полномочий в отношении его. Вообще функция выявления выморочного имущества законодателем не возложена ни на один орган, это очевидно пробел в законе. Также не определено, кто выступает инициатором оформления прав на выморочное имущество, т.е., кто должен поднимать вопрос о получении свидетельства о праве государства на наследство, не ясно. Представляется, что оба этих вопроса, хотя и не урегулированы законодательно, крайне важны для практической деятельности, поскольку в той или иной мере опосредуют переход обязанностей, связанных с выморочным имуществом. Если руководствоваться
ГК РФ, то наследственное правопреемство по времени тождественно моменту принятия наследником наследства, а переход в собственность Российской Федерации выморочного имущества законодателем не определен.
Кроме того, налоговые органы не ограничены предельным сроком обращения за свидетельством о праве государства на наследство. В практической деятельности этот пробел в праве приводит к определенного рода трудностям. Так, при длительном необращении за свидетельством о праве государства на наследство не может быть зарегистрирован факт перехода доли в уставном капитале, что
приводит к трудностям в организации деятельности общества. Инструкция о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, действующая по настоящее время, но утвержденная еще в СССР, в качестве основания для перехода имущества к государству называет и судебное решение. При этом истцом выступает прокурор или налоговый орган. Но судебное решение как основание возникновения у Российской Федерации права на выморочное имущество рассматриваться не может, в таком качестве может выступать лишь определение суда с указанием в нем стоимости переходящего к государству имущества.
Обращение налогового органа при этом не имеет смысла, поскольку сам орган без обращения в суд имеет полномочие на получение свидетельства о праве на наследство. В то же время участники общества, доля в котором является выморочным имуществом,
правом на обращение в суд не обладают. На сегодня имеется неоднозначная судебная практика в отношении удовлетворения заявлений об обязании уполномоченных органов (чаще налогового органа, органов муниципального образования) получить свидетельство о праве на наследство на выморочное имущество.
Чаще всего с таким требованием обращается кредитор умершего с целью взыскания долга за счет наследства. Анализ судебной практики показывает, что суды в одних случаях удовлетворяют заявленное требование (см., например,
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21 сентября 2012 г. Дело N А53-24139/2011;
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2012 г. Дело N 15АП-6406/2012), а в других отказывают. При отказе они ссылаются на то, что для защиты нарушенных прав не требуется понуждение к получению свидетельства о праве на наследство, поскольку при наличии определенных законодательством оснований Российская Федерация или муниципальное образование признается наследником выморочного имущества (см., например,
Определение ВАС РФ от 14 июня 2013 г. N ВАС-6880/13 по делу N А34-2470/2012;
Определение ВАС РФ от 12 октября 2012 г. N ВАС-12766/12 по делу N А70-9898/2011;
Определение ВАС РФ от 17 октября 2011 г. N ВАС-12946/11 по делу N А32-27672/2010-68/637).
В то же время в отношении реализации иных прав, не связанных с взысканием долга умершего за счет оставшегося после него имущества, требования лиц, заинтересованных в том, чтобы уполномоченный орган оформил свои наследственные права на выморочное имущество, удовлетворяются. При этом суды ссылаются на то, что несовершение действий по получению свидетельства о праве на наследство в отношении выморочного имущества нарушает права и законные интересы заявителя (см., например,
Определение ВАС РФ от 22 августа 2013 г. N ВАС-7904/13 по делу N А73-4607/2012). Заметим, что такая же формулировка указывается судами, которые удовлетворяют требования кредиторов об обязании уполномоченных органов оформлять свои наследственные права.
Анализ практики позволяет сделать нам два вывода:
-Во-первых, в случае, если акции или доли перешли в качестве выморочного имущества государству, чьи органы не оформляют свои права на них, то корпорации с целью дальнейшего осуществления своей деятельности придется обращаться
в суд с требованием о понуждении государства получить свидетельство о праве на наследство в отношении данных акций или долей. -Во-вторых, такое обращение необязательно приведет к положительному результату, суд может отказать в удовлетворении требования корпорации, так как обязанность получать свидетельство законодательно не прописана.