тайм консалтинг

Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа

к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
Раз в месяц мы делаем подборку интересных статей и информации, которая поможет вам найти решения и всегда "держать руку на пульсе".
Часто письма не шлем. Мы тоже не любим спам!

Подписываясь на рассылку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных согласно Федеральному закону РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»
Очень часто в практике работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, возникает вопрос: нужно ли компенсировать расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях?
В рассматриваемой ситуации действующим трудовым законодательством предусмотрена обязанность работодателей, не относящихся к бюджетной сфере и осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсировать работающим у них лицам расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.

Однако, следует иметь ввиду ряд особенностей: Трудовой кодекс Российской Федерации позволяет работодателю установить размер, условия и порядок данной компенсации на основе баланса интересов сторон трудового договора с учетом ее целевого назначения (максимально способствовать обеспечению выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны), но отличные от того, как это предусмотрено для работников организаций, финансируемых из бюджета и принимая во внимание реальные экономические возможности работодателя, которые, однако, не могут служить основанием для полного отказа от компенсации или ее неоправданного занижения.

Данное законодательное право работодателя может быть реализовано путем установления в коллективном договоре, локальном нормативном акте или в трудовом договоре с работником размера, условий и порядка выплаты компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

И поскольку в данном случае речь идет о праве, то "заставить" фирму выплачивать компенсацию в таком размере и на таких условиях, которые предусмотрены для работников бюджетной сферы нельзя. Порядок и размеры данных выплат в значительной мере определяются финансовым положением организации. Однако руководство таких фирм само понимает, что эта льгота жизненно необходима работникам, так как суровый северный климат оказывает негативное влияние на здоровье работника, что в дальнейшем может сказаться и на эффективной работе компании.

Если в организации имеется профсоюз, то данное решение работодателя принимается с учетом мнения выборных органов первичной профсоюзной организации.

Если размер, порядок и условия предоставления работникам права на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно не определены в коллективном договоре или локальных нормативных актах, то должны применяться положения ст. 325 ТК РФ и Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 455.

Вводя правовой механизм, предусматривающий применительно к работодателям, не относящимся к бюджетной сфере, определение размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в коллективных договорах, локальных нормативных актах, трудовых договорах, федеральный законодатель преследовал цель защитить таких работодателей, на свой риск осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность, от непосильного обременения и одновременно - через институт социального партнерства - гарантировать участие работников и их представителей в принятии соответствующего согласованного решения в одной из указанных правовых форм. Тем самым на основе принципов трудового законодательства, включая сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, достигается баланс интересов граждан, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и их работодателей.

Такое правовое регулирование, как указал Конституционный Суд РФ, направлено на учет особенностей правового положения работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, и вместе с тем не позволяет ему лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления компенсации, поскольку предполагает определение ее размера, порядка и условий предоставления при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

В силу данной правовой позиции законодатель вправе при осуществлении правового регулирования, связанного с предоставлением работникам тех или иных гарантий за счет средств работодателя, использовать дифференцированный подход, основанный на таких объективных факторах, как экономические и организационные характеристики работодателя, включая способ финансирования.

На 2020 и 2021 годы в связи с коронавирусом правительство определило особенности компенсации расходов лиц, которые работают в организациях в районах Крайнего Севера и приравненных местностях. Речь идет о компенсации стоимости проезда и провоза багажа к месту отпуска и обратно в пределах территории России.

Если работник не воспользовался правом на компенсацию в 2020 году в связи с ограничительными мерами, он сможет реализовать это право в 2021 году. Причем если текущий год является вторым (оплачивать проезд и провоз багажа работодатель должен раз в два года), то компенсацию за 2021-2022 годы можно будет получить в 2022 году.

Получается, в зависимости от обстоятельств правила применяются так:

Текущий период, за который работник имеет право на компенсацию
2019 - 2020 годы
Есть ли особенности?
  1. Получил компенсацию в 2019 году - нет особенностей
  2. Смог реализовать право на нее в 2020 году (например, в январе или феврале) - нет особенностей
  3. Не смог воспользоваться правом - компенсация переносится на 2021 год. Следующая компенсация будет выплачена в 2022 году
Текущий период, за который работник имеет право на компенсацию
2020 - 2021 годы
Есть ли особенности?
  1. Смог реализовать право в 2020 году - нет особенностей
  2. Не получил компенсацию - можно перенести на 2021 год
Могут быть ситуации, когда работодатель предварительно компенсировал расходы сотрудника, но поездка не состоялась из-за ограничительных мер. Тогда обязанность вернуть деньги зависит от того, как поступает транспортная компания:

  • если перевозчик пролонгировал на 2021 год свои обязательства, работник компенсацию не возвращает, а только информирует о такой пролонгации;
  • если перевозчик не возвращает средства за билеты и не пролонгирует их, сотрудник сообщает об этом работодателю и полученную компенсацию также не возвращает. В этом случае организация может запросить у транспортной компании документы;
  • если перевозчик возмещает стоимость приобретенных билетов, тогда сотрудник возвращает компенсацию работодателю исходя из возмещенной суммы.

То, каким образом работник должен проинформировать работодателя, нужно закрепить в локальных актах, учитывая мнение профсоюза. А вот срок информирования закрепило правительство - семь рабочих дней с даты выхода из отпуска с учетом ограничительных мер, если они распространяются на сотрудника.

Обращаем внимание, что если работник все же смог съездить в отпуск, то отчет о расходах он должен представить в течение трех рабочих дней с даты выхода из отпуска. При расчете срока нужно учитывать период ограничительных мер в месте отпуска или работы, если эти меры распространялись на работника. К отчету необходимо приложить подлинники билетов или их экземпляр в бумажном виде, если они были электронными.

Отвественность за нарушение законодательства/коллективного договора

Дополнительно следует отметить об ответственности работодателя за нарушение установленных трудовым законодательством и (или) коллективным (трудовым) договором гарантий и компенсаций.

В соответствии со ст. 236 ТК РФ при задержке выплат, причитающихся работнику, законодательно предусмотрена обязанность работодателя по их выплате с учетом уплаты процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Статья 5.27 КоАП РФ устанавливает для должностных лиц ответственность за нарушение законодательства о труде в виде влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

За совершение аналогичного административного правонарушения повторно - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

В ситуации невыполнения работодателем обязательств по коллективному договору ст. 5.31 КоАП РФ также предусматривает административный штраф в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда.
Задавайте своим вопросы, мы любим общаться с нашими клиентами.
Пишите нам на doa@timeconsulting.ru