В рассматриваемой ситуации действующим трудовым законодательством предусмотрена обязанность работодателей, не относящихся к бюджетной сфере и осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,
компенсировать работающим у них лицам расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. Однако, следует иметь ввиду ряд особенностей: Трудовой кодекс Российской Федерации позволяет работодателю установить размер, условия и порядок данной компенсации на основе баланса интересов сторон трудового договора с учетом ее целевого назначения (максимально способствовать обеспечению выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны), но отличные от того, как это предусмотрено для работников организаций, финансируемых из бюджета и принимая во внимание реальные экономические возможности работодателя, которые, однако, не могут служить основанием для полного отказа от компенсации или ее неоправданного занижения.
Данное законодательное право работодателя может быть реализовано путем установления в коллективном договоре, локальном нормативном акте или в трудовом договоре с работником размера, условий и порядка выплаты компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
И поскольку в данном случае речь идет о праве, то "заставить" фирму выплачивать компенсацию в таком размере и на таких условиях, которые предусмотрены для работников бюджетной сферы нельзя. Порядок и размеры данных выплат в значительной мере определяются финансовым положением организации. Однако руководство таких фирм само понимает, что эта льгота жизненно необходима работникам, так как суровый северный климат оказывает негативное влияние на здоровье работника, что в дальнейшем может сказаться и на эффективной работе компании.
Если в организации имеется профсоюз, то данное решение работодателя принимается с учетом мнения выборных органов первичной профсоюзной организации.
Если размер, порядок и условия предоставления работникам права на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно не определены в коллективном договоре или локальных нормативных актах, то должны применяться положения
ст. 325 ТК РФ и
Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 455.
Вводя правовой механизм, предусматривающий применительно к работодателям, не относящимся к бюджетной сфере, определение размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в коллективных договорах, локальных нормативных актах, трудовых договорах, федеральный законодатель преследовал цель защитить таких работодателей, на свой риск осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность, от непосильного обременения и одновременно - через институт социального партнерства - гарантировать участие работников и их представителей в принятии соответствующего согласованного решения в одной из указанных правовых форм. Тем самым на основе принципов трудового законодательства, включая сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, достигается баланс интересов граждан, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и их работодателей.