тайм консалтинг

Профессиональное выгорание.
Как с ним бороться?

Стрессы и высокий темп жизни сопровождают большинство из нас в течение всего года. Весной к этому нередко добавляется хроническая усталость, вызванная нехваткой солнечного света и витаминов. Всё это может повлечь за собой так называемый синдром профессионального выгорания. От потери интереса к профессии не застрахованы даже самые успешные специалисты.

По данным опроса около 70% работающих граждан страдают или страдали такой проблемой как «профессиональное выгорание».

Чтобы понять относитесь ли к этому списку вы, выделяют несколько индикаторов, которые помогут вам понять, требуется ли вам помощь:

  1. Вы чувствуете усталость, проработав только час
  2. любое дело требует от вас серьёзного напряжения
  3. вас раздражают ваши коллеги
  4. вы всё чаще посматриваете на часы в ожидании вечера
  5. вы возвращаетесь домой, но справиться с плохим настроением не удаётся даже в кругу семьи
  6. вы чувствуете безразличие, эмоциональное истощение, изнеможение
  7. вы чувствуете собственную некомпетентность, недостаток профессионального мастерства
  8. работа перестала приносить удовлетворение

Если вы обладаете всеми этими качествами, пора признаться себе, что вы «ГОРИТЕ»! Что же делать?

Работодателю стоит задуматься над решением этом проблемы, так как наличие у сотрудника «профессионального выгорания» влечет за собой целую вереницу проблем: от простой невнимательности до полного отсутствия заинтересованности в выполняемой работе и безответственности, которые могут стать причинами серьезных аварий/нарушений. По данным опроса около 70% предпринимателей России ничего не предпринимают для борьбы с этой болезнью. Да-да, это именно болезнь! И с ней надо работать, надо предпринимать превентивные меры.

Иногда сотрудники сами чувствуют, что что-то внутри них перегорело и с этим надо что-то делать, так как «тянуть лямку» на работе, которая стоит тебе комом в горле, мало кого привлекает. Поэтому методы сотрудников борьбы со своим состояние часто радикальные – смена места работы, уход в другую сферу деятельности, бросить все и уехать в путешествие, открыть свой бизнес или просто уволится в «никуда».

От этого теряет не только работник, но и работодатель, который вкладывает силы и средства для выращивания своих собственных специалистов.
Что делать?
Однозначного ответа вам никто не даст, каждая компания уникальна и имеет свои специфические черты, присущие только ей и их надо учитывать.

Рассмотрим наиболее распространенные инструменты борьбы с профессиональным выгоранием и ошибки, которые могут совершить работодатель при попытке помощи своим сотрудникам. Ведь помощь не должна «утопить» сотрудника, а помочь ему «выплыть».
  • Способы преодоления «профессионального выгорания»
    Слежение за графиком отпусков
  • Значение способа
    Сотрудник должен отдыхать не реже, чем 1 раз в полгода. Это способствует восстановлению сил и отдыха, которые способствуют нормализации психологических и физиологических процессов.
  • Ошибки работодателя
    Некоторые работодатели вызывают сотрудника из отпуска, так как появляется срочная работа. Если вы прибегаете к этому, то нарушается «режим восстановления» сотрудника, а также это значит, что работа в компании не выстроена! Следует обратить внимание на функциональность бизнес-процессов и выявить проблемы/изменить их.
  • Возможность открытого обсуждение проблем с руководителем
  • Такой подход характерен для открытых компаний, в которых нет места авторитарному управлению. Обсуждение проблем способствует улавливанию «нестыковок» и грядущих опасностей на ранней стадии. А работодатель может задавит проблема на этапе «зародыша».
  • Иногда такие «открытые разговоры» могут использоваться как рычаг давления на сотрудника, что в свою очередь вредит руководству в аспекте лояльности и доверии собственных сотрудников.
  • Создание комфортных условий работы и отдыха в офисе
  • Возможность чувствовать себя уютно и комфортно в офисе и рабочем месте влияют на работоспособность сотрудника.
    Так же иногда стоит сменить обстановку на рабочем месте, позволить сотрудникам передвинуть столы/поменять интерьер, что благотворно повлияет на работу.
  • Если работодатель думает, что работнику не нужны условия, то следует обратить внимание на «текучку» компании, безусловно – это одна из причин.
  • Организация обучений и тренингов
  • Обучение - это из форм помочь сотрудник повысить свое мастерство/найти новое интересное направление для себя и компании, что безусловно, выгодно для обеих сторон.
  • Не стоит заставлять сотрудников обучаться – это не дает плоды ни вам, ни сотруднику. Важно его замотивировать.
  • Организация спортивного досуга (танцы, бассейн, йога и т.д.)
  • Возможность посещать спортивные или досуговые занятия – важная составляющая корпоративной культуры, так как этим вы опосредованно вырабатываете в своих сотрудниках проактивность и инициативность. Не каждый сотрудник может и хочет ходить куда-либо в свои нерабочие часы, предпочитая занятия дивану.
  • Следует учитывать мнение сотрудников при выборе занятий, а не обязывать всех делать что-то одно. Должно быть «меню» того, из чего они могут выбрать. Можно ограничиться 3-4 пунктами, что существенно увеличит потом желающих заниматься.
  • Организация консультаций с психологом
  • Если у вас в штате нет сотрудников, к которым ходят все и делятся своими проблемами – тогда вам необходим психолог, ведь выговориться и быть выслушанным без всякого осуждения очень важно для психологического здоворья сотрудников, тем более, если это сфера связана с работой с клиентами.
  • -
  • Установка «антистрессовых зон» (боксерские груши)
  • Японский бизнес давно ввел в обиход такую форму разгрузки сотрудников, где ты в одиночестве можешь выплеснуть весь свой негатив на грушу и уже спокойный и «разгруженный» продолжать свою работу.
  • Важно, чтобы такая комната была приватной, а груша не стояла на всеобщем обозрении, а коллеги бросали на других осуждающие взгляды. Никто не хочет выглядеть в глазах других неуравновешенным или эмоционально-нестабильным.
Надо отметить, что введение только 1 или 2х мер борьбы с «профессиональным выгоранием» проблеме не помогут. Помимо перечисленных мер необходимо развивать и остальные, так же следует уделять вниманию корпоративной культуре компании. Чем дружественнее и сплочённее коллектив, тем ниже вероятность «профессионального выгорания».

Ученые советую менять профессиональную направленность работы 1 раз в 5-7 лет, так как за это время сотрудник становится профессионалом своего дела и постепенно теряет интерес к своей работе. Поэтому работодателям необходимо отслеживать эти периоды и частично менять функционал сотрудника. Не стоит делать это в режиме: оставить прежний функционал и добавить новый. Это только «утопит сотрудника», ведь перегрузка работой и постоянный стресс от истекающих сроков не будут способствовать проблеме.

Стоит сделать переход постепенным, а лучше годичным, обучая и выводя сотрудника на самостоятельность в новом направлении. Это принес компании прибыль и лояльность со стороны сотрудника.

А сотрудники- это те кирпичики, которые надо ценить и беречь, ведь если они разрушатся – упадет вся стена.