тайм консалтинг

Оценочные обязательства

Статья из серии: "Подскажите, как нам быть...?"
Раз в месяц мы делаем подборку интересных статей и информации, которая поможет вам найти решения и всегда "держать руку на пульсе".
Часто письма не шлем. Мы тоже не любим спам!

Подписываясь на рассылку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных согласно Федеральному закону РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»
Что делать если организация не согласна с результатами выездной налоговой проверки, намерена обжаловать решение в суде, должна ли организация доначислять налоги (НДС и налог на прибыль) по результатам ВНП или ждать решение суда?
Такой вопрос у бухгалтеров может возникнуть еще и потому, что проверка закончилась в декабре, то есть это конец года, и нужно готовить баланс, а в суд организация пойдет и решение будет уже только в следующем году.
И правда, как быть в такой ситуации, ведь высока доля вероятности, что по суду решение будет об уменьшении санкций или суд встанет на сторону налогоплательщика (всем этого искренне желаю) и доначисления налогов отменят? Ведь речь идет о годовой бухгалтерской отчетности!

Конечно же, как и когда отражать результаты налоговой проверки в бухгалтерском учете в первую очередь зависит от согласия или несогласия налогоплательщика с выводами налоговых инспекторов.

Организация должна разработать порядок бухгалтерского учета фискальных санкций и закрепить его в учетной политике.

Чтобы отразить в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с бюджетом, они должны быть обязательно согласованы с налоговыми органами и тождественны. Оставление неурегулированных сумм по этим расчетам недопустимо (п. 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, ч. 1 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете).

Доначисление налога на прибыль по акту налоговой проверки в бухгалтерском учете отражается путем признания оценочного обязательства (п. 5 ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы"). Оценочное обязательство, признанное в связи с нарушением организацией порядка уплаты налога на прибыль, относится в дебет счета 99 "Прибыли и убытки" (Приложение к Письму Минфина России от 28.12.2016 N 07-04-09/78875). Указанное оценочное обязательство признается в сумме наиболее достоверной оценки налога, который придется доплатить, и корректируется в случае появления новой информации (например, оно может быть уточнено в связи с принятием Решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) (п. п. 15, 23 ПБУ 8/2010). Организации, обоснованно не применяющие ПБУ 8/2010, по акту налоговой проверки налог на прибыль не доначисляют. Если организация предпринимает действия по оспариванию фискальной санкции, необходимо оценить, возникает ли у нее обязанность признать в учете оценочное обязательство. В силу п. 5 ПБУ 8/2010 такая обязанность возникает, если одновременно выполняются следующие условия:

  • у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать;
  • вероятно уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства;
  • величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.
Организация должна оценить вероятность уменьшения в будущем экономических выгод (в связи с обязанностью уплаты фискальных санкций) и величину оценочного обязательства (размер предстоящих расходов на уплату санкций).

Обязанность начисления оценочного обязательства не зависит от того, является сумма предстоящих расходов (фискальных санкций) существенной или нет. Если условия, перечисленные в п. 5 ПБУ 8/2010, выполняются, оценочное обязательство должно быть признано в бухгалтерском учете. Оценивать наличие условий признания оценочного обязательства необходимо на каждую отчетную дату (п. 6 ПБУ 8/2010).

Оценочные обязательства в силу п. 8 ПБУ 8/2010 отражаются на счете 96 "Резервы предстоящих расходов" (по кредиту). Соответственно, списание и изменение величины оценочного обязательства на уплату фискальных санкций производятся по правилам, установленным в Разделе IV ПБУ 8/2010. И одно из них - отражение суммы затрат, связанных с выполнением организацией оценочных обязательств, при фактических расчетах по признанным в течение отчетного года оценочным обязательствам (п. 21 ПБУ 8/2010). Величина оценочного обязательства определяется организацией на основе имеющихся фактов хозяйственной жизни, опыта в отношении исполнения аналогичных обязательств, а также при необходимости мнений экспертов. Организация должна обеспечить документальное подтверждение обоснованности такой оценки (п. 16 ПБУ 8/2010).

Таким образом, признавая оценочное обязательство, организация заблаговременно доводит до пользователей отчетности сведения о том, что ей в будущем, вероятно, придется произвести соответствующие расходы.

То что, организации, оспаривающие Решение по акту налоговой проверки в судебном порядке, задолженность перед бюджетом не начисляют, а продолжают признавать оценочное обязательство (в случае применения ими ПБУ 8/2010), следует из Приложения к Письму Минфина России от 28.12.2016 N 07-04-09/78875.

Исходя из п. 8 ПБУ 8/2010 величина признанного оценочного обязательства относится на тот вид расходов, на который относится сумма соответствующего налога. Если оценочное обязательство признано в связи с нарушением организацией порядка уплаты налога на прибыль, данное обязательство относится в дебет счета 99. Если , по НДС-то обязательство относится в дебет счета 91, субсчет 2 «Прочие расходы».
Таким образом, недоимка по налогам (в случае неблагоприятного исхода) признается только на дату вступления в силу соответствующего апелляционного или судебного решения. Так как именно на эту дату окончательно определены налоговые обязательства организации по данному налогу. До тех пор пока не закончится процедура апелляционного обжалования (занимает от двух до трех месяцев со дня вручения решения по проверке) или судебные разбирательства (по времени они могут занимать от нескольких месяцев до полутора - двух лет) доначисленные налоги по кредиту счета 68 отражать не следует. В противном случае сведения, отраженные в учете и отчетности, и фактические действия налогоплательщика будут противоречить друг другу. Иными словами, финансовая отчетность не будет отражать реальное положение экономического субъекта и результаты его деятельности, что по понятным причинам приведет к дезинформации ее пользователей.

В случае положительного исхода (когда организация доказала неправомерность доначисленного налога) на дату вступления в силу судебного решения оценочное обязательство списывается в учете. А если организация проиграет спор в арбитраже и судебным актом будет признано наличие у плательщика недоимки по налогам, то в учете (на дату вступления в силу решения суда) делается иная запись: Дебет 96 Кредит 68 - доначислен НДС (налог на прибыль) к уплате в бюджет.

Вот видите, сколько вопросов бывает нужно решать бухгалтеру при подготовке годовой бухгалтерской отчетности.