Тайм консалтинг

Инфляция или
почему растут цены?

Раз в месяц мы делаем подборку интересных статей и информации, которая поможет вам найти решения и всегда "держать руку на пульсе".
Часто письма не шлем. Мы тоже не любим спам!

Подписываясь на рассылку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных согласно Федеральному закону РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»
Инфляция – это повышение стоимости разного рода вещей и услуг, которое происходит на постоянной основе. Подорожание бывает общим и локальным (распространяться на конкретные товарные позиции). Инфляция наносит вред государству, бизнесу, простым покупателям, рынку в целом.
Разберем на примерах.
Цена определяется спросом и предложением. Однако некоторые категории продукции имеют фиксированный ценник, контролируемый ЦБ РФ.

Если в сельском хозяйстве хороший урожай, то стоимость на продукты может снизиться. Когда государство увеличило акцизы на алкогольную продукцию, стоимость на спиртные продукты может сразу повыситься. Параллельно с этим общая величина расценок может увеличиться незначительно.

В России инфляцию измеряют так же, как и в большинстве стран мира. Берут так называемую потребительскую корзину — набор продуктов, товаров и услуг, которые регулярно покупает среднестатистический человек или семья. В нее попадает около 500 товаров и услуг — например, продукты, одежда, коммунальные услуги, бытовая техника, автомобили.

При этом надо понимать, что кто-то никогда не ест мясо и не ездит на машине. А кто-то, наоборот, без мяса жить не может и машины меняет каждый год. Потребительская корзина отражает среднее потребление всех жителей страны.

Некоторые из этих товаров люди покупают часто: хлеб, овощи, мясо, бензин. А другие, например, автомобиль, приобретают редко, но зато эти расходы очень большие по сравнению с тратами на те же хлеб, овощи и мясо. Таким образом, при расчете потребительской корзины автомобиль занимает в ней большую долю, чем хлеб.

Стоимость этой условной корзины меняется от месяца к месяцу. Это изменение и есть инфляция.
Виды инфляции
- Низкая (до 6% в год) -Такая инфляция комфортна и для потребителей, и для предпринимателей. И при этом позволяет экономике развиваться. Именно на таком уровне инфляцию стараются поддерживать в большинстве стран.

- Умеренная (6-10 процентов) - она опасна тем, что может выйти из-под контроля и перейти в высокую инфляцию.

- Высокая (10-100 процентов) - на создает нестабильность на рынке, люди и компании не могут планировать свое будущее.

- Гиперинфляция (100-1000 процентов) - цены растут на сотни и тысячи процентов, в особо тяжелых случаях люди отказываются от денег и переходят на бартер. Обычно гиперинфляция возникает в период тяжелых кризисов и войн.

Например, по официальным данным, в Росии на август 2021 года инфляция составляет 6,5%, что считается низкой цифрой.

Помимо инфляции также бывает дефляция, когда цены наоборот – снижаются. Обычно, это приводит к остановке экономики в развитии. Дефляция останавливает развитие экономики. Потребители перестают покупать товары в надежде, что они еще сильнее подешевеют. А компании из-за этого сворачивают производство.

Почему растут цены?
1. Повышение спроса на продукцию, появление дефицита товаров.
2. Дефицит из-за снижения объема предложений (плохой урожай, появление иностранных товаров, действия монополистов).
3. Понижение курса национальной валюты (в этом случае импортные товары будут дорожать).
4. Люди ждут инфляцию, начинают массово скупать товары – что приводит к инфляции.

Чем опасносна высокая инфляция?

1. Экономика теряет устойчивость и предсказуемость.
2. Понижается потребительская способность граждан.
3. Теряется возможность планирования у предприятий.
4. Ухудшение качества жизни населения (особенно бедных людей, живущих на фиксированную заработную плату).

Можно ли остановить рост цен?


Может показаться, что зафиксировать цены на определенном уровне — хорошее решение. Но такое искусственное вмешательство в экономику приведет к увеличению дисбаланса между спросом и предложением. Производители не будут понимать, сколько товаров производить, магазины — сколько закупать, а в результате покупателям придется стоять в очередях у пустых прилавков.

При замороженных ценах возникнет дефицит, часть товаров придется не покупать, а доставать. Кроме того, товары станут хуже: чтобы остаться на плаву и удержать невыгодные цены, продиктованные сверху, производители будут жертвовать качеством.

Именно по этим причинам в рыночной экономике цены должен диктовать рынок, а не государство.