тайм консалтинг

ДОГОВОР ПОСТАВКИ

На что в договоре поставки необходимо обратить внимание, чтобы не платить за товар, который не нужен компании
Раз в месяц мы делаем подборку интересных статей и информации, которая поможет вам найти решения и всегда "держать руку на пульсе".
Часто письма не шлем. Мы тоже не любим спам!

Подписываясь на рассылку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных согласно Федеральному закону РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»
В настоящей статье рассмотрим вопросы, касающиеся требований к качеству товара, условия о которых необходимо включить в договор поставки.

1. Стороны не ссылаются в договоре на нужные ГОСТы

Очень часто, из-за различных причин, стороны включают в договор поставки такую формулировку о качестве товара: «соответствует обязательным требованиям». При этом не учитывают, что сейчас обязательные требования устанавливают только технические регламенты, ЕАЭС, а также небольшая часть ГОСТов: в отношении продукции, которую поставляют по государственному оборонному заказу, для защиты гостайны и безопасности объектов атомной энергетики. В остальных случаях ГОСТы применяют добровольно.

Если указать, что продукция должна соответствовать обязательным требованиям, суд сочтет, что она должна соответствовать требованиям техрегламента. Поэтому, если покупатель хочет, чтобы продукция соответствовала требованиям ГОСТа, нужно прописать это в договоре.

Например, суд (Постановление АС Волго-Вятского округа от 25.01.2021 по делу № А43-9239/2019) заставил поставщика вернуть деньги, которые покупатель заплатил за оборудование. Такое решение суд принял из-за того, что оборудование не отвечало требованиям шести ГОСТов, соответствие которым поставщик гарантировал в договоре. Это обстоятельство покупатель подтвердил результатами экспертизы.

Если ГОСТ всего один или их несколько, но ключевые требования к качеству в них не отличаются, в договоре можно не указывать реквизиты. Достаточно такой формулировки, как «соответствие ГОСТу». Но все же нужно ссылаться на конкретный ГОСТ — прописывать реквизиты, чтобы избежать споров, какие требования применимы к качеству товара. Так же необходимо поступить, если для продукции существует несколько ГОСТов с разными требованиями. Иначе суд отклонит довод, что контрагент поставил некачественный товар, и его придется оплатить.

В качестве примера можно привести Постановление Второго ААС от 21.01.2021 по делу № А82-6885/2020. Покупатель считал, что контрагент поставил ему некачественный товар. На этом основании обратился в суд, чтобы взыскать 2,6 млн. руб., которые заплатил поставщику. Две инстанции отказали в иске, поскольку в договоре не было ссылки на конкретные ГОСТы и ТУ. Для спорного товара существует более десяти отечественных ГОСТов и ТУ в зависимости от составляющих компонентов. О сфере применения, каких-либо характеристиках или специальных требованиях к товару стороны не договаривались. Суды отметили: то, что покупатель не сообщил поставщику о целях приобретения товара до покупки, является его собственным предпринимательским риском.

Бывают случаи, когда на продукцию есть техническое условие (ТУ) производителя и в договоре поставщик готов сослаться только на них, перед заключением договора.

Здесь обязательно необходимо сверить их содержание с нужным ГОСТом. В противном случае есть большой риск получить товар, который не устроит компанию по качеству.

Например, (Постановление АС Уральского округа от 14.01.2021 по делу № А50-37281/2019), предприниматель подписал договор с компанией, чтобы исполнить контракт с автовокзалом. По контракту товар должен был соответствовать ГОСТу, а по договору с компанией — ТУ производителя. Из-за этого несоответствия автовокзал отказался принимать товар. Предприниматель попытался взыскать убытки с компании, однако три
инстанции ему отказали. Суды учли, что требования к качеству товара в договоре отличались от условий контракта с автовокзалом.

2. Покупатель не уточнил собственные требования к товару.

Когда покупатели оговаривают в договоре или спецификации требования к товару, часто упускают важные для них характеристики. Впоследствии из-за таких недочетов они не могут доказать, что товар некачественный, поскольку суды признают его соответствующим договору.

Например, суд (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 23.09.2020 по делу № А32-43577/2019) согласился с тем, что товар соответствует техническим характеристикам, которые стороны согласовали в спецификациях. Тех. требований к товару, о которых заявил покупатель, в договоре нет. Из-за этого покупатель не смог заставить поставщика заменить «некачественный» товар, взыскать с него пени и расходы на экспертизу.

В другом случае (Постановление АС Волго-Вятского округа от 13.03.2019 по делу № А82-962/2018) покупатель доказал, что товар — полиэтиленовая пленка — не соответствовал условиям договора по ширине, поскольку эта характеристика была в договоре. Подтвердить, что стороны согласовали иные требования, поставщик не смог.

В ситуациях, когда товар технически сложный или уникальный, требования к нему нужно оговорить максимально подробно в самом договоре или приложить к нему технические характеристики, чертежи и сослаться на них в тексте договора.

Так, покупатель обратился в суд, чтобы заставить поставщика заменить поставленные детали. Утверждал, что поставщик должен был изготовить их по чертежам, которые покупатель направлял ему по электронной почте. Однако три инстанции отказали в иске на том основании, что в договоре стороны не указали специальную сферу применения, цели приобретения, а также специальные требования к товару (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 12.02.2019 по делу № А70-10671/2016).

3. Если товар нужен для определенной цели, напишите об этом в договоре

Следует обратить внимание на то что, если планируется использовать товар для определенной цели, необходимо сослаться на это в договоре. Например, можно указать, что упаковка предназначена для пищевой продукции, запчасти нужны для определенной марки машины, топливо будут использовать при больших морозах, а краску — во влажном климате.

Например, (Постановление АС Волго-Вятского округа от 13.03.2019 по делу № А82-962/2018), поставщик требовал взыскать с покупателя задолженность по оплате товара, однако три инстанции отказали ему в иске. Суды учли, что в спецификации к договору стороны согласовали, что на пленке должна быть фотометка — специальный печатный символ для того, чтобы фасовочное оборудование покупателя автоматически определяло место, в котором заканчивается пленочный пакет. Поставщик поставил товар без такой фотометки, значит, товар некачественный.

Необходимо при заключении договора помнить, что качественный товар — тот, который соответствует договору. Если в договоре нет требований к качеству, качественным товаром признают тот, который пригоден для целей, для которых его обычно используют (ст. 469 ГК РФ).

4. Когда требования к качеству товара в договоре можно не указывать.

Если есть технический регламент, товар должен ему соответствовать независимо от того, сослались на него в договоре поставки или нет. Если контрагент поставит товар, который требованиям техрегламента не соответствует, суд признает его некачественным.

Например (Постановление АС Северо-Западного округа от 02.10.2019 по делу № А66-15976/2018), покупатель отказался принять партию молока на том основании, что она не соответствовала требованиям техрегламента ТР ТС 033–2013 по органолептическим показателям. В суде требовал взыскать с поставщика предоплату, транспортные расходы и расходы на лабораторные исследования бракованной партии — всего 529 тыс. руб. Три инстанции иск удовлетворили. Суды учли, что партия молока не соответствовала обязательным требованиям техрегламента. Покупатель подтвердил это обстоятельство результатами лабораторного исследования.

В другом деле (Постановление АС Уральского округа от 16.10.2020 по делу № А76-31072/2019) из-за того, что грузоподъемные машины не соответствовали требованиям техрегламента ТР ТС 010/2011, покупатель через суд принудил поставщика устранить недостатки, взыскал с него штраф и судебную неустойку.

5. Стороны не включили в договор поставки условие о гарантийном сроке или сроке годности

Гарантийный срок — это срок, в течение которого товар пригоден для целей, в которых его обычно используют. Срок годности — это период, по истечении которого товар нельзя использовать по назначению (ст. 470, 472 ГК РФ).

В течение гарантийного срока покупатель вправе предъявить требования к качеству товара, а продавец обязан удовлетворить их, если не докажет, что недостатки возникли уже после передачи товара покупателю. После того как гарантийный срок истечет, уже покупатель должен доказывать, что недостатки возникли по вине продавца.

Поэтому в договорах стоит проверить, какой срок указали на товары длительного использования.

Еще одна деталь, о которой стороны иногда забывают, — срок годности. По закону продавец должен поставить товар с таким расчетом, чтобы покупатель мог использовать его по назначению до того, как истечет срок годности. На практике компании часто не хватает оставшегося срока годности. Чтобы этого избежать, пропишите такой срок в договоре.

Часто стороны забывают прописать в договоре поставки гарантийные обязательства, то есть обязанность продавца устранить за свой счет недостатки, которые возникли до передачи товара покупателю. Если не установили гарантийный срок или порядок его определения в договоре, предъявить требования к качеству товара сможете в течение разумного срока. Какой срок считать разумным для конкретного товара, определит суд.

Например, суд счел, что разумный срок для рекламации по поводу некачественных ворот — четыре месяца с момента их продажи (Постановление АС Уральского округа от 23.01.2019 по делу № А76-4766/2018).

Однако для скрытых недостатков суды считают предельным двухлетний гарантийный срок. (Постановление АС Волго-Вятского округа от 25.09.2020 по делу № А28-3056/2019, Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 01.07.2019 по делу № А33-2630/2017). Если покупатель обратится с претензией после того, как этот срок истечет, суд откажет в иске.

Например, предприниматель купил у администрации муниципального района земельные участки для с/х производства, а затем обратился в суд, чтобы вернуть 2,2 млн руб., которые за них заплатил. Утверждал, что земельные участки не пригодны для сельского хозяйства из-за того, что частично заняты лесными насаждениями, солончаками и болотом, а также из-за существенных недостатков почвы, устранять которые экономически невыгодно. Однако три инстанции отказали в иске, поскольку предприниматель принял спорные участки без замечаний и более двух лет не предъявлял администрации претензий по качеству (Постановление АС Поволжского округа от 19.06.2020 по делу № А57-12605/2019).

В другом деле (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 03.12.2020 по делу № А32-44221/2018) стороны согласовали, что гарантийный срок устанавливает изготовитель, а продавец указывает его в сервисной книжке. Благодаря этому суд указал, что покупатель вправе предъявить требования к качеству товара, а продавец обязан их удовлетворить. Из-за неисправностей, которые суд признал гарантийными случаями, продавцу пришлось заменить товар. Доказать, что недостатки возникли после передачи товара покупателю, продавец не смог.
В настоящей статье мы рассмотрели лишь небольшую часть вопросов, на которые необходимо обратить внимание при заключении договора.

Очень часто Стороны при заключении сделок создают договор для формальных целей, например, для того чтобы «показать договор» в случае правоведения проверки контролирующих государственных органов. И во главу угла часто ставится скорость создания договоров, а не их качество. Стороны не считают нужным привлекать необходимых специалистов для проработки условий договора, технических характеристик товара. Оценка контрагента по принципу «он хороший парень», вместо детальной проверки контрагента.

Как следствие, компании зачастую несут значительные временные и финансовые расходы на споры в арбитражных процессах, вместо того чтобы получать прибыль от своей деятельности.