Гарантийный срок — это срок, в течение которого товар пригоден для целей, в которых его обычно используют. Срок годности — это период, по истечении которого товар нельзя использовать по назначению (ст. 470, 472 ГК РФ).
В течение гарантийного срока покупатель вправе предъявить требования к качеству товара, а продавец обязан удовлетворить их, если не докажет, что недостатки возникли уже после передачи товара покупателю. После того как гарантийный срок истечет, уже покупатель должен доказывать, что недостатки возникли по вине продавца.
Поэтому в договорах стоит проверить, какой срок указали на товары длительного использования.
Еще одна деталь, о которой стороны иногда забывают, — срок годности. По закону продавец должен поставить товар с таким расчетом, чтобы покупатель мог использовать его по назначению до того, как истечет срок годности. На практике компании часто не хватает оставшегося срока годности. Чтобы этого избежать, пропишите такой срок в договоре.
Часто стороны забывают прописать в договоре поставки гарантийные обязательства, то есть обязанность продавца устранить за свой счет недостатки, которые возникли до передачи товара покупателю. Если не установили гарантийный срок или порядок его определения в договоре, предъявить требования к качеству товара сможете в течение разумного срока. Какой срок считать разумным для конкретного товара, определит суд.
Например, суд счел, что разумный срок для рекламации по поводу некачественных ворот — четыре месяца с момента их продажи (Постановление АС Уральского округа от 23.01.2019 по делу № А76-4766/2018).
Однако для скрытых недостатков суды считают предельным двухлетний гарантийный срок. (Постановление АС Волго-Вятского округа от 25.09.2020 по делу № А28-3056/2019, Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 01.07.2019 по делу № А33-2630/2017). Если покупатель обратится с претензией после того, как этот срок истечет, суд откажет в иске.
Например, предприниматель купил у администрации муниципального района земельные участки для с/х производства, а затем обратился в суд, чтобы вернуть 2,2 млн руб., которые за них заплатил. Утверждал, что земельные участки не пригодны для сельского хозяйства из-за того, что частично заняты лесными насаждениями, солончаками и болотом, а также из-за существенных недостатков почвы, устранять которые экономически невыгодно. Однако три инстанции отказали в иске, поскольку предприниматель принял спорные участки без замечаний и более двух лет не предъявлял администрации претензий по качеству (Постановление АС Поволжского округа от 19.06.2020 по делу № А57-12605/2019).
В другом деле (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 03.12.2020 по делу № А32-44221/2018) стороны согласовали, что гарантийный срок устанавливает изготовитель, а продавец указывает его в сервисной книжке. Благодаря этому суд указал, что покупатель вправе предъявить требования к качеству товара, а продавец обязан их удовлетворить. Из-за неисправностей, которые суд признал гарантийными случаями, продавцу пришлось заменить товар. Доказать, что недостатки возникли после передачи товара покупателю, продавец не смог.