В соответствии со статьей 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль признаются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.
Пунктом 3 статьи 247 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью для иных иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянные представительства в РФ,
признаются доходы, полученные от источников в РФ.Перечень доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью на территории РФ, но относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежат обложению налогом у источника выплаты дохода, приведен в пункте 1 статьи 309 НК РФ.
Доход в виде финансовой помощи, а также в виде полученных в дар денежных средств, в данном перечне прямо не поименован. Однако приведенный перечень не является закрытым, а содержит указание на то, что обложению налогом на прибыль также подлежат иные аналогичные доходы (подпункт 10 пункта 1 статьи 309 НК РФ).
В силу изложенного, считаем, что безвозмездно полученные иностранной компанией денежные средства признаются доходом иностранной организации от источника в РФ, подлежащим обложению налогом на прибыль на территории РФ.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 НК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 НК РФ, в валюте выплаты дохода.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 310 НК РФ предусмотрено, что исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 НК РФ, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в РФ, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 НК РФ.
Налоговым законодательством прямо предусмотрено, что ни организации, ни предприниматели, применяющие УСН, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов (п. 5 ст. 346.11 Налогового кодекса). Согласно установленным нормам, налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты в установленном порядке (п. 1 ст. 289 НК РФ).
Соглашением об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, заключенным 24.10.2011г. между Правительством РФ и Арменией (далее – Соглашение), порядок налогообложения безвозмездно полученных денежных средств прямо не урегулирован.
Вместе с тем, в статье 20 Соглашения рассмотрен порядок налогообложения всех прочих доходов, прямо не поименованных в других статьях Соглашения.
Так, согласно пункту 1 статьи 20 виды доходов резидента Договаривающегося Государства, независимо от источника их возникновения, о которых не говорится в предыдущих статьях настоящего Соглашения, подлежат налогообложению в этом Государстве.
Учитывая изложенное, суммы безвозмездной финансовой помощи, полученные иностранной компанией – резидентом Армении, будут облагаться налогом в соответствии с законодательством данного государства.
При этом обращаем Ваше внимание, что пунктом 1 статьи 312 НК РФ предусмотрено, что при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.
При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, подтверждения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором РФ предусмотрен льготный режим налогообложения в РФ, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.
Таким образом, российская компания, независимо от применения системы налогообложения, выплачивающая доход в виде безвозмездной помощи иностранной компании, вправе применять положения Соглашения и не удерживать налог, в том случае, если на момент выплаты дохода у нее
будет в наличии подтверждение местонахождения иностранной компании, заверенное компетентным органом.
Валютное законодательство.Действующее валютное регулирование не запрещает резидентам предоставлять нерезидентам безвозмездную помощь и не устанавливает ограничения для осуществления соответствующих валютных операций. Действует общее правило о свободном осуществлении валютных операций.
Перевод денежных средств в иностранной валюте резидентом осуществляется с текущего валютного счета. Паспорт сделки не составляется. Резидент должен представить в уполномоченный банк соответствующие документы, подтверждающие основание такого перевода (контракт и др.).
Перевод денежных средств в рублях осуществляется резидентом на обычный рублевый счет нерезидента или корреспондентский счет банка-нерезидента в рублях.
Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из видов операций, перечисленных в пункте 1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ.
Такая операция, как безвозмездное перечисление денежных средств (финансовой помощи) от одной организации другой, в данном пункте не поименована.
При этом согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 23 Закона № 173-ФЗ органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право, в том числе, запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
Согласно пункту 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ к таким документам, в том числе, относятся:
- документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;
- документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица;
По запросу органа валютного контроля или агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором РФ (пункт 5 статьи 23 Закона № 173-ФЗ).
Соответственно, с учетом суммы перечисляемых денежных средств, при проведении данной сделки кредитная организация, скорее всего, запросит вышеуказанные документы.