Тайм консалтинг

Может ли российская компания оказывать безвозмездную помощь иностранным коммерческим компаниям?

Вопрос клиента.
Раз в месяц мы делаем подборку интересных статей и информации, которая поможет вам найти решения и всегда "держать руку на пульсе".
Часто письма не шлем. Мы тоже не любим спам!

Подписываясь на рассылку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных согласно Федеральному закону РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»
вопрос клиента
ООО заключило договор с иностранной фирмой об оказании ей безвозмездной финансовой помощи. Каковы налоговые и валютные последствия у этой сделки для российской фирмы, оказывающей помощь иностранной организации?

Ответ на вопрос.

При ответе на данный вопрос мы рассматриваем налоговые последствия только для российской организации и исходим из того, что армянская компания не имеет на территории РФ филиалов и представительств.

Безвозмездно полученные иностранной компанией денежные средства признаются доходом иностранной организации от источника в РФ, подлежащим обложению налогом на прибыль на территории РФ, российская организация является налоговым агентом по налогу на прибыль.

В целях соблюдения валютного контроля в банк, с которого будут перечисляться денежные средства, необходимо представить перечень документов, касающийся непосредственно данной сделки.

Юридическое обоснование.

В соответствии со статьей 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль признаются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Пунктом 3 статьи 247 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью для иных иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянные представительства в РФ, признаются доходы, полученные от источников в РФ.

Перечень доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью на территории РФ, но относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежат обложению налогом у источника выплаты дохода, приведен в пункте 1 статьи 309 НК РФ.

Доход в виде финансовой помощи, а также в виде полученных в дар денежных средств, в данном перечне прямо не поименован. Однако приведенный перечень не является закрытым, а содержит указание на то, что обложению налогом на прибыль также подлежат иные аналогичные доходы (подпункт 10 пункта 1 статьи 309 НК РФ).

В силу изложенного, считаем, что безвозмездно полученные иностранной компанией денежные средства признаются доходом иностранной организации от источника в РФ, подлежащим обложению налогом на прибыль на территории РФ.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 НК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 НК РФ, в валюте выплаты дохода.

Подпунктом 4 пункта 2 статьи 310 НК РФ предусмотрено, что исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 НК РФ, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в РФ, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 НК РФ.

Налоговым законодательством прямо предусмотрено, что ни организации, ни предприниматели, применяющие УСН, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов (п. 5 ст. 346.11 Налогового кодекса). Согласно установленным нормам, налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты в установленном порядке (п. 1 ст. 289 НК РФ).

Соглашением об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, заключенным 24.10.2011г. между Правительством РФ и Арменией (далее – Соглашение), порядок налогообложения безвозмездно полученных денежных средств прямо не урегулирован.

Вместе с тем, в статье 20 Соглашения рассмотрен порядок налогообложения всех прочих доходов, прямо не поименованных в других статьях Соглашения.

Так, согласно пункту 1 статьи 20 виды доходов резидента Договаривающегося Государства, независимо от источника их возникновения, о которых не говорится в предыдущих статьях настоящего Соглашения, подлежат налогообложению в этом Государстве.

Учитывая изложенное, суммы безвозмездной финансовой помощи, полученные иностранной компанией – резидентом Армении, будут облагаться налогом в соответствии с законодательством данного государства.

При этом обращаем Ваше внимание, что пунктом 1 статьи 312 НК РФ предусмотрено, что при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.

При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, подтверждения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором РФ предусмотрен льготный режим налогообложения в РФ, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

Таким образом, российская компания, независимо от применения системы налогообложения, выплачивающая доход в виде безвозмездной помощи иностранной компании, вправе применять положения Соглашения и не удерживать налог, в том случае, если на момент выплаты дохода у нее будет в наличии подтверждение местонахождения иностранной компании, заверенное компетентным органом.

Валютное законодательство.

Действующее валютное регулирование не запрещает резидентам предоставлять нерезидентам безвозмездную помощь и не устанавливает ограничения для осуществления соответствующих валютных операций. Действует общее правило о свободном осуществлении валютных операций.

Перевод денежных средств в иностранной валюте резидентом осуществляется с текущего валютного счета. Паспорт сделки не составляется. Резидент должен представить в уполномоченный банк соответствующие документы, подтверждающие основание такого перевода (контракт и др.).

Перевод денежных средств в рублях осуществляется резидентом на обычный рублевый счет нерезидента или корреспондентский счет банка-нерезидента в рублях.

Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из видов операций, перечисленных в пункте 1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ.

Такая операция, как безвозмездное перечисление денежных средств (финансовой помощи) от одной организации другой, в данном пункте не поименована.

При этом согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 23 Закона № 173-ФЗ органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право, в том числе, запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Согласно пункту 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ к таким документам, в том числе, относятся:

  • документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;
  • документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица;

По запросу органа валютного контроля или агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором РФ (пункт 5 статьи 23 Закона № 173-ФЗ).

Соответственно, с учетом суммы перечисляемых денежных средств, при проведении данной сделки кредитная организация, скорее всего, запросит вышеуказанные документы.