тайм консалтинг

Вопрос от клиента:
невыполнение условий договора поставки
по 44-ФЗ в условиях пандемии

Раз в месяц мы делаем подборку интересных статей и информации, которая поможет вам найти решения и всегда "держать руку на пульсе".
Часто письма не шлем. Мы тоже не любим спам!

Подписываясь на рассылку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных согласно Федеральному закону РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»
Ситуация: поставленное оборудование по заключенному контракту в рамках 44-ФЗ отправили на гарантийный ремонт. Срок гарантийного ремонта в контракте не прописан. Ремонт затянулся по обстоятельствам связанным с пандемией короновируса.
Представитель торгово-промышленный палаты при консультации сказал, что данные обстоятельства могут признаны обстоятельствами непреодолимой силы. Но заказчик не соглашается с этим и прислал письмо с формулировкой: "в случае неисполнения гарантийных обязательств со стороны Поставщика, Заказчик будет обязан обратится с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии".

Вопросы:
1. Если заказчик отправит в банк требование об уплате по гарантии до получения нами справки от ТПП (что наши обстоятельства являются обстоятельствами непреодолимой силы), банк в любом случае должен будет произвести оплату по данному требованию?

  • Если же мы успеем получить справку от ТПП, но заказчик все равно отправит требования об уплате по гарантии, банк также должен будет произвести оплату по данному требованию?
  • Если в контракте есть пункт, что стороны освобождаются от штрафов, пеней в случае невыполнения обязательств в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, но банк по требованию заказчику оплатит штрафы, пени – для возврата уплаченных по гарантии средств мы должны обратиться в суд?

2. Если срок гарантийного ремонта не прописан в контракте, как рассчитывается пеня?

3. В Банковской гарантии на исполнение обеспечения гарантийных обязательств прописана формулировка: "сумма гарантии или ее часть подлежит уплате ГАРАНТОМ при наступлении следующих обстоятельств: ненадлежащего выполнения или невыполнения ПРИНЦИПАЛОМ требований к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требований к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, гарантийному обслуживанию товара (далее-гарантийные обязательства), установленные КОНТРАКТОМ."
Ответ на вопрос № 1
Если заказчик отправит в банк требование об уплате по гарантии до получения нами справки от ТПП, банк в любом случае должен будет произвести оплату по данному требованию?
Ответ.

Банк (Гарант) обязан произвести выплаты по банковской гарантии, при получении от Заказчика (Бенефициара) соответствующего требования с приложением указанных в гарантии документов.

При этом если в банковской гарантии нет условия о том, что денежные средства не выплачиваются при неисполнении Исполнителем (Принципалом) своих обязательств по контракту в следствие обстоятельств непреодолимой силы, Гарант не вправе выдвигать возражения против требования Бенефициара.

В случае, если у Принципала есть доказательства существования обстоятельств непреодолимой силы, не позволивших ему исполнить свои обязательства по контракту, а Бенефициар получил денежные средства по банковской гарантии, Принципалу необходимо обратится за защитой своих прав в суд, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Обоснование:
Правоотношения сторон, указанные в вопросе, регулируются номами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ»), Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона №44-ФЗ исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 указанного Федерального закона.

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 370 ГК РФ предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, от отношений между принципалом и гарантом, а также от каких-либо других обязательств, даже если в независимой гарантии содержатся ссылки на них. Гарант не вправе выдвигать против требования бенефициара возражения, вытекающие из основного обязательства, в обеспечение исполнения которого банковская гарантия выдана, а также из какого-либо иного обязательства, в том числе из соглашения о выдаче банковской гарантии, и в своих возражениях против требования бенефициара об исполнении банковской гарантии не вправе ссылаться на обстоятельства, не указанные в гарантии.

Таким образом, если в банковской гарантии нет ссылки на обстоятельства непреодолимой силы исключающие ответственность Принципала по своим обязательствам, указанным в контракте, у Банка не будет законных оснований для отказа Бенефициару в уплате денежных средств. Однако, в силу ст. 375.1 ГК РФ на Бенефициара возложена обязанность возместить Гаранту или Принципалу убытки, которые причинены вследствие того, что представленные им документы являлись недостоверными либо предъявленное требование, являлось необоснованным.

В связи с чем, в случае если Заказчик, имея документы, подтверждающие наступление обстоятельств непреодолимой силы вследствие чего Исполнитель не смог выполнить свои обязательства, все-таки предъявил требование о выплате денежных средств по банковской гарантии, у Исполнителя будут все основания для обращения в суд для возмещения понесенных убытков.
Ответ на вопрос № 2
Если срок гарантийного ремонта не прописан в контракте, как рассчитывается пеня?
Ответ.
Если в контракте не прописан срок гарантийного ремонта, к данным правоотношениям будет применятся правило о разумности срока исполнения обязательств. При этом определение разумности срока исполнения обязательства будет рассчитывается от обстоятельств применимых к конкретному случаю, учитывая особенности конкретного исполнения обязательства. При этом будет сравнивается исполнение подобного обязательства в схожих условиях.

Обоснование.
По смыслу пункта 2 статьи 314 ГК РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, сторона должна исполнить обязательство в разумный срок.

Специальных критериев разумности срока ГК РФ не устанавливает. Стороны сами при заключении контракта могут определить эти критерии, а при возникновении спора проблему уже будет разрешать суд исходя из собственных убеждений, обстоятельств ситуации, обычаев и сложившейся практики. (например, решение АС Кемеровской обл. от 30.05.2016 по делу № А27-20363/2015, постановление 9-го ААС от 25.04.2016 по делу № А40-39868/11).
Ответ на вопрос № 3
В Банковской гарантии на исполнение обеспечения гарантийных обязательств прописана формулировка: "сумма гарантии или ее часть подлежит уплате ГАРАНТОМ при наступлении следующих обстоятельств: ненадлежащего выполнения или невыполнения ПРИНЦИПАЛОМ требований к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требований к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, гарантийному обслуживанию товара (далее-гарантийные обязательства), установленные КОНТРАКТОМ."
Ответ.
Если в банковской гарантии не указано условие об оплате неустоек (пени) по контракту Гарант производить оплату неустоек не будет.


Обоснование.
Статьей 15 ГК РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 330 ГК РФ неустойкой (пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В соответствии с п. 2 ст. 375 ГК РФ гарант должен рассмотреть требование бенефициара и приложенные к нему документы в течение пяти дней со дня, следующего за днем получения требования со всеми приложенными к нему документами, и, если требование признано им надлежащим, произвести платеж.

В гарантии имущественный интерес бенефициара состоит в возможности получить исполнение максимально быстро, когда кредитор полагает, что срок исполнения обязательства либо иные обстоятельства, на случай наступления которых кредитор себя обеспечивал, наступили.

Основаниями к отказу в удовлетворении требования бенефициара могут служить исключительно обстоятельства, связанные с несоблюдением условий самой гарантии, или окончание срока ее действия.

В указанном случае банковская гарантия обеспечивает только уплату убытков. Соответственно, банк не должен компенсировать бенефициару неустойку, которая была начислен вследствие нарушения обязательств принципалом.

Этот подход подтверждается и судебной практикой (см., например, Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.10.2016 N Ф01-4131/2016 по делу N А82-174/2016, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2016 N 15АП-4094/2016 по делу N А53-32164/2015).