Беседу проведите в 4 этапа:
Этап 1. Сообщите об увольнении. Фокус — первые три-пять фраз. Понятно сформулируйте свое сообщение, назовите объективную причину, по которой компания хочет расстаться с сотрудником. После этого вспомните что-то хорошее в совместной работе и поблагодарите за сотрудничество. Но не нахваливайте работника — иначе он посчитает, что вы лицемерите. Отметьте достоинства человека, который тратил на вашу компанию свое время, выразите уверенность, что он найдет применение своим талантам в другой компании. Сделайте паузу, чтобы ваш визави тоже высказался. Внимательно, спокойно и уважительно выслушайте все, что он скажет. Чем конкретнее разговор, тем меньше будет отрицательных последствий.
Этап 2. Примирите работника с мыслью об увольнении. Этого удастся добиться, если в процессе переговоров вы найдете нужную кнопку — какую-то мысль или деталь, которая станет весомым аргументом, чтобы собеседник не стал возражать. На данном этапе вам очень поможет знание мотиваторов работника. Например, для сотрудника очень важна самореализация на рабочем месте и ему можно порекомендовать сменить работу, потому что на данной работе он не сможет проявить себя и увеличить доход.
Этап 3. Обсудите условия и дату увольнения. Важно проговорить детали и прийти к соглашению здесь и сейчас. Не давайте сотруднику времени на раздумье — он может получить дополнительную информацию, посоветоваться с родственником или коллегой, и это изменит ситуацию. Именно на этом этапе при сотруднике в документ впишите дату увольнения и сумму компенсации. Тем самым вы сгладите его стресс, ведь он видит, что все происходит именно так, как вы и договорились.
Этап 4. Завершите переговоры. Руководствуйтесь основным правилом продаж — молчите, когда товар уже продан. Не выражайте больше ни сочувствия, ни сожаления и не оправдывайтесь. Лучше всего произнесите слова, которые помогут человеку сохранить свою самооценку. Ещё раз скажите, например, что вам было приятно работать вместе, и поблагодарите за конструктивность. Это не только забота о состоянии бывшего коллеги или подчиненного, но и залог того, как он будет отзываться о вашей компании в будущем. После этого останется лишь техническая процедура, в процессе которой вы подпишете необходимые документы.