На бланках деловых документов, календарях, рекламных вывесках, телевизионной рекламе, брошюрах и так далее мы встречаем эти отличительные знаки — товарные знаки.
Определение товарного знака нам предлагается в статье 1477 Гражданского кодекса РФ:
Товарный знак - обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Есть еще одно определение, на которое стоит обратить внимание на это понятие знака обслуживания.
Знак обслуживания – это обозначение, предназначенное для индивидуализации работ, выполняемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, или оказываемых ими услуг (
статья 1477 Гражданского кодекса РФ).. Понятие товарного знака применяется для товаров, знак обслуживания — для обозначения услуг. В нашей стране понятие знака обслуживания применяется гораздо реже, чем товарного знака. Однако, оба понятия предназначены для одной цели, они должны выделить товары и услуги одних производителей, от подобных товаров и услуг других производителей. К товарным знакам и знакам обслуживания применяются одни и те же правила использования и регистрации в Роспатенте.
Для чего необходима государственная регистрация в федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте)? Все очень просто, исключительные права на товарные знаки возникают у правообладателя (это должно быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) после регистрации товарного знака, и действуют в течении 10 лет после подачи заявки. Срок действия можно продлить неограниченное число раз, но только по заявлению правообладателя и заплатить соответствующую пошлину.
Можно зарегистрировать следующие виды товарных знаков: - словесные,
- изобразительные,
- объемные обозначения,
- в любом цвете или цветовом сочетании,
- в любой комбинации.
К словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, словосочетания, предложения, а также их сочетания. Очень важно при регистрации товарного знака в виде словесного обозначения не использовать только общеизвестные и общераспространенные слова и термины или сокращения от них, иначе можно получить отказ от регистрации такого товарного знака. Можно использовать комбинированные обозначения, например, товарный знак частично состоящий из вымышленного слова (которое ничего не обозначает) и термина, несущего смысловую нагрузку.
К изобразительным обозначениям относятся изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, композиций линий, пятен, любых фигур на плоскости. К объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий и фигур в пространственном расположении. К другим обозначениям относятся звуковые, световые, голографические, обонятельные, изменяющиеся и иные обозначения. Важно при регистрации таких видов товарных знаков не использовать форму товаров, которая определяется свойством либо назначением товаров. Я бы и в этом случае рекомендовала комбинировать виды товарных знаков, которые бы выражали собой уникальность и неповторимость обозначения.
Для регистрации товарного знака необходимо оформить заявку и подать ее в Роспатент. Подает заявку непосредственно сам заявитель или его доверенное лицо (на пример патентный поверенный). В пакет документов должны входить: заявление о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также его места жительства или места нахождения (существует специальная форма заявления); заявляемое обозначение; перечень товаров и/или услуг, в отношении которых необходима государственная регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ); описание заявляемого обозначения.
По заявке проводится формальная экспертиза (
статья 1498 Гражданского кодекса РФ) и экспертиза заявленного обозначения на соответствие требованиям законодательства. Формальная экспертиза должна проводиться в течении месяца со дня подачи заявки, но на практике получается гораздо дольше. По результатам второй экспертизы принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации (
статья 1499 Гражданского кодекса РФ). Основания для отказа отражены в статье 1483 Гражданского кодекса РФ. Основания для отказа отражены в статье 1483 Гражданского кодекса РФ.
В настоящее время общий срок рассмотрения заявки и выдачи свидетельства на товарный знак действующим законодательством не предусмотрен, но исходя из опыта он составляет примерно 18 месяцев с момента подачи заявки.