тайм консалтинг

Когда введут налог на добавленный доход в нефтяной отрасли (НДД)?

С 1 января 2019 года Федеральным законом от 19.07.2018 N 199-ФЗ в НК РФ введена новая глава 25.4 "Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья". Приказом ФНС России от 20.12.2018 N ММВ-7-3/828@ утверждены форма налоговой декларации по налогу,

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее - НДД) уплачивают организации, пользующиеся участками недр на основании лицензии для добычи, разведки любой смеси, содержащей углеводородное сырье. Новый налог зависит не от натуральных показателей нефти, как НДПИ, а от доходов компании.

Новая система предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей (НДПИ на нефть и таможенная пошлина на нефть), и введение налогообложения дополнительного дохода от добычи. В результате обеспечивается более высокая гибкость налогообложения за счет зависимости величины налогов от экономического результата разработки запасов.

С чего взимается?


Налоговая база НДД определяется как расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом эксплуатационных и капитальных расходов по разработке месторождений, по ставке налогообложения в размере 50%, но есть так же и минимальная сумма налога.

При этом для организаций, использующих НДД, сохраняется действующий порядок исчисления налога на прибыль, но с уменьшением налогооблагаемой базы на сумму уплаченного НДД.

Расчетная выручка рассчитывается как совокупная выручка от реализации за каждый календарный месяц налогового (отчетного) периода. Фактическими расходами являются затраты, осуществленные в связи с производством и реализацией (включая расходы на освоение природных ресурсов, на оплату труда, содержание имущества, платежи за пользование недрами).

Налогоплательщики ведут раздельный учет фактических расходов по каждому участку недр. При этом подразделение расходов на прямые и косвенные, на остатки незавершенного производства и остатки нереализованной готовой продукции может не производиться. Порядок учета расходов подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика и действует в течение пяти последующих налоговых периодов.

Налогоплательщики по истечении налогового (отчетного) периода представляют в налоговые органы налоговые декларации по месту своего нахождения, крупнейшие налогоплательщики - в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Сроки представления налоговой отчетности следующие:

1. по итогам налогового периода - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
2. по итогам отчетного периода - не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Закон предусматривает возможность освобождения от уплаты данного налога в отношении организаций, осуществляющих добычу нефти, газа в Красноярском крае, Ненецком автономном округе, Якутии, Иркутской области, российском секторе дна Каспийского моря. Для освобождения от налога организация должна представить в налоговый орган соответствующее уведомление с указанием наименований участков недр и копии лицензий (с приложениями) на право пользования данными участками. Уведомление об освобождении от уплаты налога предоставляется однократно в отношении определенного участка недр и исключает в дальнейшем его налогообложение по данному налогу.

Кого он коснется?

Тех организаций, которые осуществляют установленные виды деятельности и являются пользователями недр на участках недр, права пользования которыми предоставлены им на основании лицензий, предусматривающих в том числе право таких организаций на разведку и добычу нефти на участках недр, поименованных в п. 1 ст. 333.45 НК РФ. При этом по состоянию на 1 января года налогового периода на таких участках недр имеются извлекаемые запасы нефти, подтвержденные данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января года, предшествующего году налогового периода, либо сведениями из заключения государственной экспертизы запасов нефти в году, предшествующем году налогового периода.
ВАЖНО
Поясним, что в целях гл. 25.4 НК РФ к углеводородному сырью относятся нефть и газ (газовый конденсат, газ горючий природный).
Под установленными видами деятельности понимается деятельность налогоплательщика по освоению участка недр в целях добычи углеводородного сырья на участке недр собственными силами или с привлечением третьих лиц: поиск и оценка месторождений углеводородного сырья, транспортировка и подготовка углеводородного сырья, а также хранение и утилизация попутного газа. К этой же деятельности относится деятельность по сдаче в аренду лицу, оказывающему услуги (выполняющему работы) налогоплательщику, связанные с осуществлением одного или нескольких указанных видов деятельности, имущества, используемого при осуществлении указанных видов деятельности.

Законодатель установил конкретные участки недр с указанием географических координат точек участка недр и требования к данным участкам:

  1. участок недр расположен полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, Ненецкого автономного округа, севернее 65 градуса северной широты полностью или частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа, в пределах российской части (российского сектора) дна Каспийского моря (пп. 1 п. 1 ст. 333.45 НК РФ);
  2. участок недр расположен на территории РФ и включает запасы углеводородного сырья месторождения, указанного в примечании 8 к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза по состоянию на 1 января 2018 года (пп. 2 п. 1 ст. 333.45 НК РФ);
  3. участок недр расположен полностью или частично в границах Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Коми в установленных границах (пп. 3 п. 1 ст. 333.45 НК РФ);
  4. участок недр расположен полностью или частично в границах Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Коми в установленных границах (пп. 4 п. 1 ст. 333.45 НК РФ).

Налоговым периодом по НДД признается календарный год, отчетными периодами - I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Какие могут быть последствия будут для нефтяного бизнеса?

Как указал Минфин РФ в письме от 23.07.2018 N 03-06-07-01/51399:

«Режим НДД предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей, то есть НДПИ и вывозной таможенной пошлины на нефть, и введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, величина которого зависит от величины расчетного денежного потока от деятельности по разработке отдельного участка недр с учетом сложившихся на мировых рынках цен на углеводородное сырье (нефть) и фактически понесенных и оплаченных капитальных и операционных затрат на его добычу.»

НДД учитывает экономику разработки месторождений углеводородного сырья за весь инвестиционный период в зависимости от доходности конкретного участка недр в отдельности. Данные изменения позволят перераспределить фискальную нагрузку и перенести основную ее часть на более поздние этапы разработки месторождений, то есть после выхода месторождения на проектную мощность, что создаст благоприятные условия для введения в разработку низкорентабельных месторождений углеводородного сырья, содержащих в том числе трудноизвлекаемые запасы, что привлечет внимание инвесторов на вложение инвестиций в эти низкорентабельные месторождения.

Однако, уже сейчас с полной уверенностью можно сказать, что основанием для налогового спора по НДД между налогоплательщиком и налоговым органом будет выступать определение момента возникновения объекта налогообложения и, конечно же, споры могут быть вызваны сложным порядком установления дополнительного дохода, с учетом таких определяемых математическим путем значений, как расчетная выручка от реализации углеводородного сырья, добытого на участке недр, величина фактических и расчетных расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр.

К сожалению, многие вопросы налогообложения урегулированы не на должном уровне или нормы прописаны так, что допускают их двоякое толкование, и компенсируются все эти недостатки правоприменительной практикой.

Можно предположить, что НДД столкнется с теми же проблемами, но благодаря экспериментальному характеру все недочеты возможно поправить при переходе к повсеместному использованию режима НДД.