Тайм консалтинг

Поддержка бизнеса

Инструменты и фонды, что есть в России?
Сегодня бизнес конкурирует за каждого клиента, за каждый процент рентабельности. В этой борьбе, как в шахматной партии, нужно иметь план игры. В бизнесе - это бизнес-план.

Одним из таких способов является привлечение инвестиций при непосредственном участии в программе ФРП «Проекты развития»

Средства ФРП предоставляет на реализацию проектов, направленных на:


  • внедрение передовых технологий;
  • создание новых продуктов;
  • организацию импортозамещающих производств.

В рамках этой программы льготное заемное софинансирование предоставляется на проекты, направленные преимущественно на импортозамещение, экпорт и производство высокотехнологичной продукции гражданского назначения.

Бизнес-план проекта — один из основных документов заявляемого Вами проекта, документ, дающий развернутое обоснование проекта и возможность всесторонне оценить эффективность принятых решений, планируемых мероприятий, риски инвестиций в проект.

Для чего необходим бизнес-план?

  1. показать, что продукт или услуга найдут своего потребителя, установить емкость рынка сбыта и перспективы его развития;
  2. оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, предоставления на рынке работ или услуг;
  3. определить прибыльность будущего производства и показать его эффективность для предприятия (инвестора), для местного, регионального и государственного бюджета.

Руководство к формированию содержательной части Бизнес-плана проекта размещено на сайте ФРП, вы можете ознакомиться с ним самостоятельно. Я же расскажу коротко об основных требованиях при подготовке БП и финмодели, и типичные ошибки при работе над БП
и финмоделью.

Итак, какие же основные разделы должен содержать в себе бизнес-план

  • 1
    Резюме проекты
    Цель проекта и его краткое описание.
  • 2
    История и текущее состояние проекта, его развитие
    Предшествующие и будущие стадии проекта, инвесторы, предполагаемые рынки сбыта, перспективы экспорта и внутреннего потребления.
  • 3
    Анализ рынка, предполагаемого к разработке продукта проекта
    Тенденции, коньюктура, конкуренты, потребители, анализ мирового рынка и российского
  • 4
    Основные задачи проекта и этапы
    Организационные, правовые, патентно-правовые, производственные, стратегический план развития, ресурсообеспечение и пр
  • 5
    Финансовый план
    План производства/сбыта, основные экономические показатели, такие как срок окупаемости простой, дисконтированный, внутренняя норма доходности проекта, бюджет проекта
  • 6
    Оценка рисков и управление рисками
    Виды рисков, включая экологические, Swot - анализ
  • 7
    Условия участия
    Схема и объем финансирования
На том же сайте вы найдете подробное руководство по подготовке Финансовой модели. Руководство во многом повторяет методические указания от Минэкономразвития, может быть стиль изложения несколько проще и есть ряд незначительных полезных дополнений.

Содержание рекомендаций:
  • требования к функциональным возможностям модели;
  • исходные данные и допущения — важная часть, перечислены все вводные параметры, которые должны быть заложены в модели;
  • состав результатов финансовых прогнозов — формы прогнозной финансовой отчетности и все показатели, которые должны быть рассчитаны в финансовой модели проекта; приведена расшифровка всех терминов и формулы для расчета показателей, чтобы не было никаких разночтений;
  • методические указания по составлению финансовых прогнозов — общие требования к учету денежных потоков, отображению платежей по кредиту, методике дисконтирования и тому подобное;
  • оценка устойчивости финансовых показателей — требования к расчету анализа чувствительности проекта.
Обратите внимание на важные условия проекта в целом
  1. Обязательное софинансирование компанией проекта в размере не менее 50%.
  2. Срок займа – не более 5 лет
  3. В проекте могут быть учтены инвестиции, произведенные только за 2 последних года (не учитываются инвестиции, осуществляемые (осуществленные) за счет средств, выделяемых напрямую для поддержки проектов из бюджета (субсидии).
  4. В бюджет могут быть заложены административно-хозяйственные расходы (маркетинг, оплата труда, налоги, консультационные услуги и т.д.)
Разработка бизнес-план занимает довольно продолжительное время. Так, в среднем на составление бизнес-плана (далее, БП) уходит от 2 до 4 недель. Важно отметить, что разработка происходит обязательно с вовлечением заказчика.

Разработать БП вы сможете как самостоятельно, тем более, если у вас уже есть положительный опыт написания БП для банка, как правило сама структура по многим разделам схожа, так и привлечь сторонних экспертов, имеющих положительный опыт в подготовке БП не только для банка, но и для ФРП.

При работе над БП нашего Клиента, нам очень важно понимать, чего организация уже добилась и какова ее жизнь изнутри. Поэтому на первом этапе мы проводим сбор требований и информации о компании, проводим интервью с инициатором проекта и ключевыми внутренними экспертами - такими сотрудниками как финансовый директор, руководителем компании и ее подразделений. Сначала они предоставляют устную информацию о внутренней и внешней специфике проекта, свое видение и бизнес-требования инвестиционному проекту, цели и задачи проекта.

Также мы собираем формализованную информацию, такую как прибыль и выручка, финансовая статистика, оценку конкурентной среды и рынка, презентационные материалы и коммерческие предложения, лицензии, сертификаты. Так же для нас важно, являются ли клиенты участниками ОЭЗ и иных федеральных программ. Все это мы получаем и обрабатываем после подписания соглашения о неразглашении и соглашения о сотрудничестве с нами.

Взаимодействие с заказчиком требуется также по каждому этапу составления бизнес-плана. Допустим, после проведенного исследования, мы вместе обсуждаем результаты, делаем выводы, ставим дополнительные вопросы, чтобы провести уточняющий анализ. Все эти недели у нас идет активная совместная деятельность.
Отметим
Бизнес-план – это не разовый документ из серии «написать и забыть»-это труд, в который входит:

Маркетинговая стратегия.
Финансовая модель.
Инвестиционная презентация.
Анализ рынка и др.
Все эти составляющие могут быть взяты за основу при формировании системы управления в организации на стадии реализации инвестиционного проекта. Часто, финансовая модель, которую мы готовим для компании, используется в последующем как база для принятия решений, с помощью которой осуществляется план-фактный анализ отклонения от запланированных результатов деятельности компании.

Таким образом, бизнес-план выполняет роль бюджетирования. То же самое с маркетинговой стратегией – при основательной проработке ее детализация в бизнес-плане может быть проработана до уровня медиаплана, который становится документом для принятия решения об инвестициях в маркетинг, а затем и инструментом для анализа эффективности маркетинговых затрат.

Поэтому, хоть бизнес-план и является по сути неким срезом положения дел на текущую дату, но он становится основополагающим документом, к которому компания обращается на протяжении всего времени реализации инвестиционного проекта.
В завершении и сходя из нашего опыта написания БП и Финансовой модели, прошу обратить внимание на следующие типовые ошибки Заявителя:
1. Отсутствие корреляции между целями реализации проекта, задачами и решениями. Очень часто в заявке на финансирование в Личном кабинете информация, противоречащая БП и ТЗ;

2. Отсутствие корреляции между календарным планом в БП и этапами реализации проекта в ТЗ. И здесь общее правило, особенно это касается повторяющихся разделов БП и ТЗ-отличий быть не должно;

3. Смета расходов должна быть идентична схеме финансирования БП и профилем затрат в производственном плане;

4. Все результаты и планы должны быть подтверждены первичными документами и оцифрованы. Фантазия о том, что данная установка будет производить МНОГО чего-то там и объемы экспорта достигнуть КОГДА-ТО ТАМ ГИГАНТСКИХ масштабов-быть не должно. Все цели должны соответствовать модели SMART, которая позволяет на этапе целеполагания обобщить всю имеющуюся информацию, установить приемлемые сроки работы, определить достаточность ресурсов, предоставить всем участникам процесса ясные, точные, конкретные задачи.

5. Ошибки при составлении финансовой модели.