тайм консалтинг

Подскажите, как нам быть…?

Раз в месяц мы делаем подборку интересных статей и информации, которая поможет вам найти решения и всегда "держать руку на пульсе".
Часто письма не шлем. Мы тоже не любим спам!

Подписываясь на рассылку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных согласно Федеральному закону РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»
Как правило с такой фразы начинается вопрос бухгалтера, когда он сталкивается в работе с ситуацией, ранее у него не возникающей.

Вот и к нам обратился бухгалтер торговой компании с вопросом как ему действовать и отражать в учете операции, когда менеджер отдела продаж уже выставил документы на продажу товара, а товар еще не оприходован, так как документы от Поставщика по какой -то причине не поступили.

То есть товар поступил на склад (магазин), а документы от поставщика не получены, и соответственно бухгалтер не может провести оприходование товара, чтобы оформить документы на его продажу. А покупатель уже в магазине и хочет купить именно этот товар и, конечно же, менеджеру не хочется упускать возможность получить выручку, ведь именно от объема продаж зависит его доход, ну а покупателю не особо интересно по какой причине вы не можете ему оформить документы на продажу нужного ему именно сегодня товара.

Какие сложности возникают при этом у бухгалтера и как их разрешить?

Давайте разбираться вместе.

Итак, когда товар поступил на склад предприятия без сопроводительных документов поставщика, такая поставка называется неотфактурованной.

Согласно, п. 1 ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни должен быть подтвержден документально. А если первичный документ отсутствует, то бухгалтер не сможет оприходовать товар и отразить операцию на счетах бухучета.

В то же время в ст. 223 ГК РФ говорится о том, что переход права собственности на имущество происходит в момент его фактической передачи покупателю (если в договоре не прописан другой способ).

Поэтому бухгалтеру все-таки необходимо отразить момент перехода права собственности на товар в бухгалтерском учете, даже если на него отсутствуют документы. При этом передачей считается непосредственное вручение товарно-материальных ценностей заказчику (покупателю).

Таким образом, если компания уже получила товар от поставщика, но без сопроводительной документации, и договором не закреплен особый порядок перехода прав собственности на него, то такой товар становится собственностью предприятия и, соответственно, подлежит отражению в бухгалтерском учете.

Каким же документом необходимо оформить подобную поставку

Организация может самостоятельно разработать форму акта, а можно использовать унифицированную форму акта приемки товара по форме ТОРГ-4.

Данный акт составляется и подписывается специально назначенной комиссией, в акте должно быть указано наименование, количество товара, его масса, комиссия должна проверить товар на сохранность и целостность. Было бы хорошо если, бы акт подписал и представитель поставщика, но это не всегда возможно. В таком случае один экземпляр акта следует направить поставщику.

После приема товара, акт передается бухгалтеру, и один экземпляр остается у кладовщика , то есть у материально ответственного лица.

После получения акта о приемке товара бухгалтер должен отразить его в бухучете. И тут логично возникает вопрос – по какой стоимости бухгалтеру оприходовать товар?

Если в договоре с Поставщиком не установлена стоимость приобретаемого товара, то поступившие товарно-материальные ценности можно принять на учет по рыночным ценам, можно использовать цены в Пайс-листах компании поставщика. А после того как поступят расчетные документы от поставщика, необходимо произвести в учете корректировку.
Бухгалтерские проводки будут такими:

Дт 41 субсчет «Неотфактурированные поставки» Кт 60 — оприходован товар от Поставщика по цене, указанной в договоре или по рыночным ценам на аналогичные товары
Дт 19 Кт 60 — отражен НДС, (если договорная стоимость товара включает НДС или в предыдущих поставках НДС был выделен в товаросопроводительных документах, и вы имеете право на вычет.

После поступления документов от Поставщика проводим корректировку:

Дт 41 Кт 60 — уточнена стоимость товара по документам на сумму разницы с «+» или с «-».
Дт 19 Кт 60 — отражен НДС с суммы разницы.
Дт 41 Кт 41 субсчет «Неотфактурированные поставки» - отражен перевод товара из разряда неотфактурованной поставки в товар, подтвержденный первичными документами.
И только в этом периоде, при получении счета-фактуры принимаем к вычету НДС:
Дт 68 Кт 19 — принят к вычету НДС в сумме, указанной в счет-фактуре от Поставщика
Дт 60 Кт 51 — поступивший товар оплачен с расчетного счета

Вернемся к ситуации, с которой к нам обратился бухгалтер, когда товар необходимо срочно продать, а документы еще не поступили.

В этом случае, когда документы от поставщика поступают уже после продажи товара или же в аналогичной ситуации , когда документы поступили в следующем году, то проводки по оприходованию товара будут те же, а вот скорректировать стоимость поставки нужно уже будет через счет 91:

Дебет 91-2 Кредит 60 - на сумму разницы в стоимости реализованных товаров из неотфактурованной поставки.

Подведем итоги.

Оприходовать товар на склад предприятия и отразить это в БУ можно (и нужно) без сопроводительных документов.

Переходом права собственности на товар считается момент фактической передачи его покупателю (если иной способ не установлен договором).

Для оформления приемки товара надо составить акт, можно воспользоваться актом по форме ТОРГ-4.

Бухгалтерский учет неотфактурованных поставок зависит от даты поступления документов от поставщика, а также от того, был ли товар реализован на этот момент.

НДС можно принять к вычету только после получения счета-фактуры от Поставщика.

При расчете налога на прибыль, учесть в расходах стоимость товаров при неотфактурованной поставке при их возможной продаже нельзя, до получения документов. Соответственно возникнет разница в бухгалтерском и налоговом учете , а значит и приводит к необходимости применения ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций":
-вычитаемая временная разница отражается в периоде принятия к учету неотфактурованной поставки

Дебет 09 Кредит 68

- и погашается в периоде поступления расчетных документов

Дебет 68 Кредит 09.

Я думаю, что многие бухгалтера не раз сталкивались с подобным случаем в своей работе, и конечно же в такой ситуации бухгалтеру приходится идти на встречу отделу продаж, увеличивая значительно свой объем работы. А уж если учесть еще и налоговые последствия такой продажи, то лучше стараться избегать подобных ситуаций.

Поэтому менеджерам и юристам организации мы бы посоветовали еще на этапе заключения договора обезопасить свою компанию и своего бухгалтера, насколько это возможно, от подобных проблем, предусмотрев штрафные санкции за непредставление сопроводительных документов.
Задавайте своим вопросы, мы любим общаться с нашими клиентами.
Пишите нам на 908463144@mail.ru