тайм консалтинг

Как оценивать и контролировать финансовое состояние компании?

Раз в месяц мы делаем подборку интересных статей и информации, которая поможет вам найти решения и всегда "держать руку на пульсе".
Часто письма не шлем. Мы тоже не любим спам!

Подписываясь на рассылку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных согласно Федеральному закону РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»
В этой статье мы рассмотри 3 основных вопроса, которые собственник/директор/финансовый директор должны держать в зоне пристального внимания:

  1. Какие итоги в компании нужно подвести за 1 полугодие? Насколько они важны?
  2. Какие основные показатели деятельности компании необходимо постоянно держать на контроле?
  3. Какие отчеты помогут быстро оценить финансовое состояние компании? По каким показателям?
  4. На что следует обратить внимание при анализе отклонений?
  5. Какие проблемы можно выявить?
  6. Как эти цифры помогут понять, хорошо сработало предприятие или плохо?
Какие итоги в компании нужно подвести
за 1 полугодие? Насколько они важны?
Исходя из опыта нашей работы, за 1 полугодие необходимо оценивать так называемый «план-фактный» анализ, он сможет показать Вам качество планирования в организации, превышение плановых показателей не должны превышать 10-15%.

В случае, если показатели имеют сильные отклонения – необходимо детально разобраться: за счет чего эти отклонения возникли, и при необходимости вносить корректировки в бюджет.

Так же необходимо провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности в организации, сравнить показатели со стартом года, в какой стадии сейчас находится дебиторская (далее, ДЗ) и кредиторская задолженности (далее, КЗ), если ДЗ растет, значит работа по взысканию задолженности ведется недостаточно активно, если КЗ растет, соответственно обязательства Вашей компании растут, причинами этому могут служить, как кассовые разрывы, так и отсутствие прибыли.
Какие основные показатели деятельности компании необходимо постоянно держать на контроле?
По большому счету можно выделить 5 основных показателей, которые необходимо держать на контроле:

  • Кредиторская задолженность
  • Дебиторская задолженность
  • Денежные средства
  • Запасы
  • Прибыль/убыток

Все эти показатели можно увидеть из управленческого баланса, если таковой имеется в Вашей организации.

В любом случае, основные показатели деятельности компании конечно же зависят от направления деятельности предприятия и руководящего состава, будь то производство или торговля, услуги и т.д.
Какие отчеты помогут быстро оценить финансовое состояние компании? По каким показателям
В отчете о прибылях и убытках ОПУ, P&L (profit & loss), (управленческий) мы рекомендуем держать на контроле такие показатели, как:
  • Маржинальная прибыль
  • Операционная прибыль
  • Прибыль до налогообложения
  • Чистая прибыль
  • Рентабельность
ОПУ отражает формирование экономических результатов деятельности предприятия: устанавливает соотношение доходов и расходов предприятия за плановый период.

ОПУ – это единственный отчет, в котором можно оценить экономическую эффективность деятельности компании.

Цель его составления – управление экономическими результатами деятельности компании, т.е. его прибылью и рентабельностью.
В отчете о движении денежных средств обращайте внимание на:

  • Остаток на начало периода (в разрезе банк, касса)
  • Результаты операционной деятельности, то есть основная деятельность предприятия
  • Результаты финансовой деятельности (кредиты, займы, гарантии, депозиты и т.д.)
  • Результаты инвестиционной деятельности (продажа ОС, покупка ОС)
  • Остаток на конец периода (не может быть отрицательный)

ОДДС определяет денежные потоки, выплаты и поступления по всем видам банковских счетов, кассе, и иным местам хранения денег предприятия.

Разность между входящими денежными потоками (поступлениями) денег и исходящими (выплатами) образует чистый денежный поток предприятия. Чистый денежный поток может быть, как положительным, так и отрицательным.

ОДДС – основной инструмент оценки платежеспособности предприятия.
Управленческий баланс.

Это балансовый отчет, который формирует структуру активов и пассивов предприятия и является контрольным индикатором для всех остальных отчетов. Он показывает стоимость предприятия: чем оно будет владеть и по какой цене.

Кроме того, Баланс содержит такие показатели, которые отсутствуют в других отчетах, но очень важны при оценке бизнеса.

  • Уровень дебиторской и кредиторской задолженности
  • Cоотношение собственных и заемных средств
  • Стоимость имущества которым владеет компания и источников средств для формирования этого имущества
  • Уровень запасов товаров, материалов и пр.
На что следует обратить внимание при анализе отклонений?
  1. Анализируя отклонения фактической величины от запланированной, в первую очередь оценивают, насколько благоприятным является данное отклонение (т.е. увеличивает ли оно операционную прибыль или нет). При незначительных отклонениях не обязательно проводить немедленный детальный анализ. К тому же, незначительные неблагоприятные отклонения по одним статьям могут быть компенсированы благоприятными отклонениями по другим. Однако если отклонения обусловлены постоянными факторами, то их кумулятивная сумма будет увеличиваться, что уже требует принятия контрмер.
  2. Необходимо определиться с уровнями существенности отклонений по конкретным статьям бюджета. Например, критичным может считается отклонение более чем на 5 или 10 процентов от общей суммы поступлений/расходов. Это означает, что при превышении отклонения фактического показателя от планового накоп­ленным итогом на 5 или более процентов возникает необходимость корректировки бюджета компании. Однако лимиты существенности отклонений зависят от многих специфических факторов компании (в первую очередь, от отрасли), а также от данных отклонений предыдущих периодов.
  3. Важно обращать внимание на взаимосвязь отклонений: например, рост выручки и операционных расходов на один и тот же процент (например, 5%) не является поводом для корректировки бюджета. Однако если операционные расходы выросли намного больше в относительном значении, чем выручка – это повод провести более детальный анализ причин таких отклонений и принятия мер по повышению контроля над использованием оборотного капитала. Кроме того, можно анализировать критичность изменения выручки посредством операционного рычага (отношение прибыли маржинальной к чистой прибыли): например, если значение рычага равно 3, а текущая рентабельность бизнеса – 15%, то снижение выручка более чем на 5% является критичным (компания будет нести убытки).
  4. Нужно обратить пристальное внимание к отклонению по тем статьям затрат, которые имеют наибольший удельный вес в структуре бюджета. Например, традиционно расходы на маркетинг имеют высокий удельный вес. Следовательно, формировать бюджет маркетинговых расходов и контролировать его исполнение придется предельно жестко (на практике в крупных компаниях этим могут заниматься отдельные группы в рамках отдела бюджетирования или бухгалтерии). Часто при анализе отклонений по маркетинговым расходам дополнительно проводят оценку экономической эффективности рекламных акций и сравнение ее с запланированной.
  5. Затем необходимо все негативные отклонения подразделить на контролируемые (произошедшие под влиянием внешней среды) и неконтролируемые (произошедшие в результате деятельности компании). При этом, например, важно учитывать изменение отраслевых и макроэкономических показателей (прогноза роста ВВП, покупательского спроса или инфляции). При существенных отклонениях плановых значений от среднестатистических показателей отрасли возрастает нагрузка на бюджет и вероятность существенных отклонений, что может негативно повлиять на эффективность операционной деятельности.
Какие проблемы можно выявить?
При разработке структуры ОПУ необходимо учитывать разработанную ранее финансовую структуру компании, так как виды выделенных финансовых результатов должны соответствовать зонам ответственности ЦФО. Так, например, если вы в финансовой структуре выделили ЦМД, то и в структуре ОПУ требуется выделение маржинальной прибыли.

Потоки денежных средств не равны доходам и расходам предприятия и поэтому следует помнить, что прибыль предприятия и чистый денежный поток – это совершенно разные вещи.

Существуют поступления, которые не являются нашими доходами (например, полученные кредиты), и наоборот, предприятие может получить доход и не иметь соответствующих этим доходам поступлений. Такая же ситуация и с расходами/платежами: у предприятия могут быть расходы, которые не требуют выплат, и могут быть выплаты, которые не являются расходами.

Финансовый поток по основной деятельности предприятия не может быть все время отрицательным. Нормальный бизнес должен генерировать положительный финансовый поток по основной деятельности. Конечно, в отдельные периоды финансовый поток по основной деятельности может быть отрицательным, но такая ситуация не должна быть постоянной.
Как эти цифры помогут понять, хорошо сработало предприятие или плохо?
Любой бизнес существует для того, чтобы генерировать прибыль.

Смотрите чтобы размер дебиторской задолженности не превышал установленные лимиты в организации.

Так же обращайте внимание на размер кредиторской задолженности, вырос или сократился он за полгода?

Анализируйте баланс организации, запасы на складах, уплаченные и погашенные кредиты и % по ним.

Если вы достигли плановых показателей по прибыли, значит предприятие сработала как надо, если нет, то необходимо садиться и анализировать каждую статью доходов и расходов и разбираться, что стало причиной невыполнения плана.