Тайм консалтинг

Типы центров финансовой ответственности

Раз в месяц мы делаем подборку интересных статей и информации, которая поможет вам найти решения и всегда "держать руку на пульсе".
Часто письма не шлем. Мы тоже не любим спам!

Подписываясь на рассылку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных согласно Федеральному закону РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»
В управленческом учете выделяют 5 основных ЦФО:
  1. Центра инвестиций (ЦИ) – имеет право управлять как оборотным, так и внеоборотным капиталами, в том числе осуществлять инвестиции.
  2. Центр прибыли (ЦП) – отвечает суммой заработанной прибыли.
  3. Центр маржинального дохода (ЦМД) – несет ответственность за приносимый им маржинальный доход (т.е. разницу между выручкой и прямыми затратами).
  4. Центр дохода (ЦД) – отвечает за доход, который он приносит фирме в процессе своей деятельности. Определяет доходную часть бюджета.
  5. Центр затрат (ЦЗ) – отвечает только за произведенные в своей деятельности затраты. Определяет расходную часть бюджета.
Рассмотрим каждый пункт более подробно.

Центры инвестиций (ЦИ)

Центры инвестиций (ЦИ) являются верхним уровнем финансовой структуры.

Имеют право управлять не только оборотным капиталом, т.е. отвечать за объем заработанной прибыли, но и управлять внеоборотными активами (основными средствами), в том числе, осуществлять инвестиции (и дезинвестиции). Например, поменять устаревшее оборудование, построить новый производственный цех или в больших масштабах – купить бизнес и т.д. В этом случае центр инвестиций контролирует окупаемость этих инвестиций, и таким образом отвечает за рентабельность всех активов фирмы.

Центр инвестиций уже всегда только предприятие, либо самостоятельное, либо головная компания многоуровневой структуры плюс все входящие в нее предприятия.

Как правило, в среднем бизнесе этот уровень ответственности находится на уровне совета директоров или учредителей компании, именно они имеют право принимать решения о инвестициях и никому это право не делегируют.

Центры прибыли (ЦП)

Центры прибыли (ЦП).
Это, как правило, либо само предприятие, либо самостоятельное юридическое лицо в структуре группы компаний.

Чтобы знать, когда использовать центры прибыли, а когда центры маржинального дохода, следует помнить, что под прибылью следует понимать соответствие всех доходов предприятия (подразделения) всем его расходам, т.е. является конечным финансовым результатом. Тогда как маржинальный доход покрывает только расходы одного отдельного направления (т.е. устанавливает соответствие между частью доходов и расходов предприятия), и потому является промежуточным финансовым результатом. Чтобы посчитать прибыль, надо помимо доходов и расходов имеющихся бизнес-направлений, взять в расчет и те расходы, которые несут общефирменные службы.

Центр маржинального дохода (ЦМД)

Центр маржинального дохода (ЦМД)

Маржинальная прибыль – это разница между доходами предприятия и его прямыми расходами. Например, для производственного предприятия это доход от реализации готовой продукции за минусом прямой себестоимости (сырье, материалы) реализованной продукции. А для какого-то направления бизнеса в общей структуре компании это разница между доходами этого направления и его прямыми расходами.

Такие ЦФО создаются на предприятиях, где есть подразделения, осуществляющие более сложный вид деятельности – не одно производство (как центры затрат) и не одну торговлю (как центры дохода), а, например, производство и реализация продукции определенной номенклатуры, т.е. фактически являются отдельными бизнес-направлениями (бизнесами). Бизнесы отвечают за эффективность деятельности, контролируя доходную и расходную части своего направления.

Мерой эффективности бизнеса является не величина доходов и затрат направления по отдельности, а разница между ними в виде вклада на покрытие косвенных затрат. Полученная сумма дохода идет сначала на покрытие косвенных затрат направления (откуда и название показателя), потом косвенных всего предприятия, и далее на формирование прибыли.

Этот тип ответственности более сложный, но он дает широту полномочий его руководителю. Он управляет разницей между доходами и расходами и имеет право самостоятельно определять их величину для достижения нужного уровня маржинального дохода.

Как правило, ЦМД – это направления деятельности внутри компании, территориальные филиалы и т.п.
Такие типы ЦФО бывают не у всех компаний, но для крупного бизнеса они необходимы.

Центр дохода (ЦД)

Центром дохода может выступать подразделение компании, занимающееся реализацией готовой продукции, продажами товаров и услуг, т.е. функционально предназначенное для получения дохода, например, отдел продаж, магазин.

При этом подразделения, на базе которых выделяются центры дохода, несут и определенные затраты (например, зарплата сотрудников, аренда, командировочные расходы), что вызывает необходимость выделять на их базе также и центры затрат.

Центр затрат (ЦЗ)

Центрами затрат могут являться различные производственные подразделения и функциональные службы (бухгалтерия, юридический отдел, служба безопасности), в чьи задачи не входит получение дохода.

Центр финансового учёта

Подразделение, которое ведет учет установленных для него показателей доходов и/или расходов, но не отвечает за их величину.

Наличие ЦФУ не означает, что ответственность «исчезла»: ответственность за эти показатели несет вышестоящий ЦФО – тот, который своим решением определил их величину.

Если руководитель ЦФО может своими действиями повлиять на величину доходов/расходов (например, имеет полномочия менять штатное расписание, утверждать уровень заработной платы, выбирать поставщика оборудования, услуг), то руководитель ЦФУ таких прав не имеет. Но тем не менее по данному центру нам необходимо считать доходы\расходы\финансовый результат.

Примером может быть магазин в торговой сети. Штатное расписание и уровень расходов на зарплату ему определили в управляющей компании, заключен договор на аренду, установлено торговое оборудование. Руководитель магазина не может изменить эти статьи расходов.