тайм консалтинг

Бюджеты и формы управленческой отчетности

практические рекомендации от Консалтера
Close
Подписаться на рассылку.
Рассылка приходит раз в месяц.
Несмотря на то, что тема бюджетов на следующий год не много стихла, и к этому времени все бюджеты уже приняты и компании в плановом режиме приступили к исполнению бюджетов, тем не менее, самое время подвести итоги бюджетирования и провести работу над ошибками.

Начнем с того, что инвентаризация имеет место быть не только в бухгалтерском учете, но и в управленческом тоже. Ежегодно я очень рекомендую проводить инвентаризацию:

  1. Форм управленческой отчетности;
  2. Статей управленческого учета;
  3. Кодификаторов управленческого учета;
  4. Инструкций;
  5. Регламентов;
  6. Бизнес-процессов на самых важных участках учета, флагманов бизнеса, приносящих максимальное кол-во дохода в год.
Собственнику бизнеса очень важно самому или с помощью бизнес-аналитика проводить аудит всех процессов в компании минимум раз в год. Приурочить это необходимо как раз к периоду подготовки бюджетов на следующий год. Зачастую есть в отчетности и статьи, которые не используются уже пару лет, а есть те, которые напрашивается добавить. Опять же, прежде чем что-то добавить, нужно подойти к этому взвешенно со всех точек зрения. Точно так же как с номенклатурой, коллегиально принимать решение, стоит ли добавлять статью или имеет место включить этот расход в уже принятую ранее.

На что обратить внимание?

  • Что касается уровней детализации управленческой отчетности, то я советую ограничиться максимум до третьего уровня.
    1. Уровень Собственника бизнеса, который чаще всего предпочитает видеть итоговые значения, максимально группированные;

    2. Уровень топ-менеджмента, когда нужна детализация;

    3. Уровень исполнителей, которые собирают информацию, обрабатывают ее. Этот уровень чаще всего не на все статьи учета, а избирательно добавляется на те, где это необходимо с точки зрения корректности и достоверности учета.
  • Форма
    Что касается самой формы, то я сторонник универсальности в формах. Как не крути, все они сводятся к формам МСФО, верх любого отчета-это доходы, низ — отчета-это расходы, а итоговые показатели, как разница между доходом и расходом и будет являться финансовым результатом.
  • Кодификатор
    Пару слов о кодификаторе, на практике очень часто существуют несколько статей/кодификаторов, например, в случаях участия банка в проекте со своими формами и кодами и при наличии собственной систему учета, то кодов уже как минимум два справочника. В случае наличия программного продукта в компании, ключ к кодам очень просто сделать и зашить его в программу, тогда для менеджмента работает только по одному справочнику, все другие коды присваиваются автоматически.
  • Аудит инструкций и регламентов, по которым работаю сотрудники.
    Аудит инструкций и регламентов так же необходимо инвентаризировать, потому как ха финансовый год может много чего произойти и наверняка произошло, и не лишним инструкции обновить, дополнить, создать новые, а старые и нерабочие наоборот приказом упразднить.
  • Аудит инструкций и регламентов, по которым работаю сотрудники.
    Ну и конечно же сами бизнес-процессы требуют вашего участия, потому как причиной превышения расходов является как раз неправильно организованный процесс. Приведу простой пример: консалтинговая компания или холдинг, в котором число обслуживаемых компаний больше трех и все на разных системах налогообложения с разным видом деятельности. Самый ошибочный и распространенный способ организации бухгалтерского учета-один бухгалтер-одна компания, но эффективна ли такая модель построения учета?

Какая система эффетивна при ведение более 3х компаний?

Самый ошибочный и распространенный способ организации бухгалтерского учета-один бухгалтер-одна компания, но эффективна ли такая модель построения учета? Мой ответ –однозначно нет и вот почему:

  1. Рост числа компаний ведет к автоматическому расширению штатной численности, а, следовательно, расходы начинают расти быстрее доходов;
  2. Рост не квалифицированной рабочей силы, а как раз наоборот, при этом вероятность ошибок бухгалтера и санкций со стороны фискальных органов так же увеличивается с каждым новым бухгалтером;
  3. Работа внутреннего аудитора или главного бухгалтера по проверке учета в компании возрастет так же пропорционально числу бухгалтеров.

Ну и еще ряд причин, почему нет, я перечислила основные. Моя рекомендация-бухгалтера должны вести именно участки учета одновременно в нескольких компаниях. Таких участков учета может быть несколько, при чем вне зависимости от вида деятельности и системы налогообложения:

  1. Участок начисления заработной платы;
  2. Участок счетов и реализации (исходящие документы);
  3. Участок поступлений (входящих документов) и т.д.

В случае, когда самостоятельно сложно сделать оценку бизнеса со всех точек зрения, вы всегда сможете обратиться за помощью к специалистам нашей компании.

Так же смотрите