тайм консалтинг

Вопрос от клиента

Отражение бонусов в бухгалтерском учета
Мы — аутсорсинговая компания Тайм консалтинг. Оказываем бухгалтерские, юридические, кадровые услуги и не только (управленческий учет, бизнес-анализ компании, подготовка бизнес-планов и т.д.)
Напишите нам в WhatsApp, когда вам это понадобится.
От клиента поступили вопросы:

1. Как отразить (по какой строке) в форме 2 (Отчет о фин. результатах ) бонусы начисленные к уплате покупателям за достигнутый объем и бонусы начисленные к получению от поставщиков за достигнутый объем?
N.B. бонус в адрес покупателя за определенный объем (в соглашении указано, что не является ретро-скидкой и не уменьшает стоимость проданного товара) правильно учитывать по строке выручка или прочие расходы в форме 2 отчетности?

2. Каковы отличия в требованиях РСБУ и МСФО по отражению бонусов.

3. Можно ли опираться на требования МСФО при составлении бухгалтерской отчетности и как раскрыть это в пояснительной записке?

Давайте разбираться.
Как отразить (по какой строке) в форме 2 (Отчет о фин. результатах ) бонусы начисленные к уплате покупателям за достигнутый объем и бонусы начисленные к получению от поставщиков за достигнутый объем?
Затраты в виде выплачиваемых стимулирующих премий (бонусов) за выполнение объемов закупок должны быть отнесены ПРОДАВЦОМ к коммерческим расходам. В форме N 2 "Отчет о финансовых результатах" для отражения коммерческих расходов предусмотрена отдельная строка 2210.

Обоснование.

Ни гражданское, ни налоговое законодательство не содержит понятия бонус, их прямое регулирование отсутствует.

В силу п. 4 ст. 421, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) {КонсультантПлюс} стороны вправе включить в договор любые условия, не противоречащие закону или иным правовым актам. Следовательно, в договоре поставки можно предусмотреть положение о выплате бонусов (премии) покупателю за выполнение определенных условий договора (например, достижение объема закупок за конкретный период, приобретение определенного количества товаров и т.п.).

Бонусы могут выплачиваться как деньгами, так и иным имуществом, например, путем предоставления части товара без оплаты. Учет бонусов в виде денежной премии или дополнительного количества товаров зависит от того, в каком периоде они предоставлены и на каких условиях.

Если условиями договора не предусмотрено изменение цены поставляемых товаров (работ, услуг, имущественных прав) в результате предоставления бонусов (выплате премии), сумма предоставленных бонусов признается расходом по обычным видам деятельности в том отчетном периоде, в котором у организации возникло обязательство перед покупателем в сумме предоставленных бонусов (п. 5, 16, 18 ПБУ 10/99).

Корректировка ранее признанной выручки от реализации на сумму бонусов (премии) по правилам не производится (п. 6.5 ПБУ 9/99 Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" {КонсультантПлюс}).

Выплата бонусов направлена на увеличение объемов реализации, является элементом сбытовой политики организации, при этом не изменяет цену товара, отстает от даты продажи на определенный промежуток времени и фактически является самостоятельной выплатой в пользу покупателя, не связанной с конкретной проданной единицей товара, поэтому не может рассматриваться как скидка, корректирующая выручку продавца (п. 6.5 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99).

Правила бухгалтерского учета разделяют расходы на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99).

ПБУ 10/99 к прочим расходам относит затраты, отличные от расходов по обычным видам деятельности, то есть не связанные с основной приносящей доход деятельностью компании: производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, продажей товаров (п.4, п.11 ПБУ 10/99 Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" {КонсультантПлюс}).

Поскольку бонусы (премия) за выполнение определенных условий договора поставки связаны с продажей товаров, то фактическая себестоимость переданной покупателю в качестве бонуса товаров включается в расходы по обычным видам деятельности или в качестве коммерческих расходов (п. п. 5, 7, 8, 9 ПБУ 10/99). Такие расходы учитываются на счете 44 "Расходы на продажу" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция по применению Плана счетов)).

Начисление премии (бонусов) отражается по дебету счета 44 и кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" на дату составления документа, подтверждающего предоставление премии и полностью относится на себестоимость продаж текущего отчетного периода (п. п. 5, 6.1, 12 ПБУ 9/99, п. п. 5, 9, 19 ПБУ 10/99).

Таким образом, затраты в виде выплачиваемых стимулирующих премий, предоставление бонусов за выполнение объемов закупок должны быть отнесены к коммерческим расходам. В форме N 2 "Отчет о финансовых результатах" для отражения коммерческих расходов предусмотрена отдельная строка 2210.
Как отразить (по какой строке) в форме 2 (ОФР) бонусы, начисленные к получению от поставщиков за достигнутый объем?
В бухгалтерском учете ПОКУПАТЕЛЯ предоставленный поставщиком бонус отражается в составе прочих доходов (п. 7, 9, 10.6, 16 ПБУ 9/99 и соответственно подлежит отражению по строке 2340 в форме N 2 «Отчет о финансовых результатах».

Обоснование.

С целью стимулирования покупателя к увеличению объемов поставляемых товаров договором поставки может быть предусмотрено условие о предоставлении бонуса в виде определенного количества единиц товара или товара определенной стоимости в случае, если покупатель выполняет условие договора поставки о ежемесячно закупаемом объеме товара. Включение данного условия в договор поставки не противоречит нормам гражданского законодательства РФ (п. 4 ст. 421 ГК РФ).

С точки зрения гражданского законодательства передача поставщиком товара в виде бонуса (без оплаты его стоимости) за выполнение покупателем договорных обязательств дарением не является. Это следует из п. 1 ст. 423, п. 1 ст. 572 ГК РФ. Соответственно, к такой передаче ограничения, установленные пп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ, не применяются.

В рассматриваемой ситуации бонусы (премии за объем закупок), в соответствии с условиями вопроса, не изменяют стоимость приобретения товаров и не являются скидкой, уменьшающей расходы на приобретение товаров, о которой говорится в п. 6.5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н , а увеличивают экономические выгоды организации и включается в состав доходов (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" {КонсультантПлюс}).

Поскольку получение бонусов (премии) не является выручкой от продажи продукции и товаров, поступлением, связанным с выполнением работ, оказанием услуг, то это не признается доходом от обычных видов деятельности и учитывается в качестве прочего дохода (что следует из положений п. п. 4, 5, 7 ПБУ 9/99).

Доход признается на дату его образования (выявления), то есть на дату получения от поставщика документа, подтверждающего право покупателя на получение премии, в сумме, указанной в этом документе (п. п. 10.6, 16 ПБУ 9/99).

Товары, полученные от поставщика в качестве бонуса (премии) и предназначенные для перепродажи, принимаются к учету в качестве материально-производственных запасов (МПЗ) по фактической себестоимости (п. п. 2, 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).

Особого порядка определения фактической себестоимости МПЗ, получаемых в рамках возмездных договоров и не подлежащих отдельной оплате (в том числе передаваемых по нулевой стоимости) ПБУ 5/01 не содержит. Организации следует разработать этот порядок самостоятельно и закрепить его в учетной политике (что следует из ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 7.1 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Поступление имущества без появления обязательства по его оплате представляет собой увеличение экономических выгод в результате поступления активов, которое признается доходом организации (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н). Следовательно, стоимость полученного "бонусного" товара организация – Покупатель включает в состав доходов.

Поскольку поступившие товары не являются выручкой, их стоимость относится на прочие доходы организации. Это следует из п. п. 4, 5, 7 ПБУ 9/99. Указанный доход признается по мере его выявления, т.е. в момент принятия к учету стоимости бонусного товара (п. п. 10.6, 16 ПБУ 9/99).

Выручка от реализации бонусного товара признается доходом от обычных видов деятельности (п. п. 5, 12 ПБУ 9/99). При этом фактическая себестоимость проданного товара признается расходом по обычным видам деятельности и формирует себестоимость продаж (п. п. 5, 9, 19 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Сумму причитающихся вам бонусов (премии) за выполнение объемов закупок по договорам укажите по строке 2340 в форме N 2 «Отчет о финансовых результатах».

Каковы отличия в требованиях РСБУ и МСФО по отражению бонусов?

Можно ли опираться на требования МСФО при составлении бухгалтерской отчетности и как раскрыть это в пояснительной записке?
Главное отличие МСФО от РСБУ – это принципы оценки активов и обязательств и соотнесение доходов и расходов с отчетным периодом. Их применение напрямую влияет на финансовое положение и результаты деятельности компании в глазах пользователей.

По МСФО выручка от продаж признается при передаче покупателю рисков и выгод, связанных с правом владения товаром, независимо от факта перехода права собственности, бонусы, накопительные баллы, учитываются как отдельный компонент сделки. В отчете о финансовых результатах отражают расходы по функциональности или содержанию. При решении о представлении затрат по функциям, в примечаниях к отчету раскрывается информация по содержанию.

В зависимости от условий договоров, в соответствии с МСФО (IFRS) 15, признание выручки по мере выполнения обязанностей к исполнению позволяет пользователям финансовой отчетности оценить имеющиеся у организации неисполненные обязательства по договорам с покупателями- предоставить бонусы при достижении в будущем объемов покупок на основании бонусной программы. Если это не показывать в отчетности отдельно, тогда получается, что организация-Продавец скрывает свои обязательства в будущем и завышает свою текущую выручку.

Бонусы, премии уменьшают размер выручки и не являются себестоимостью продаж (т.е. коммерческими расходами).

Выручка, полученная от продажи товаров, на дату составления отчетности определяется в оценочной величине (уменьшается на наиболее вероятную величину скидки, которую поставщик предоставляет или планирует предоставить покупателю за выполнение условий, предусмотренных договором) (п. 7.1 ПБУ 1/2008, п. п. 47, 50, 51, 52, 53, 55, 70 Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS 15) "Выручка по договорам с покупателями", введенного в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 27.06.2016 N 98н (далее - МСФО (IFRS) 15), п. B15 Приложения B к МСФО (IFRS 15), Рекомендация Р-78/2017-ОК ТОРГ "Премии покупателям в розничной торговле", утвержденная Фондом "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" 01.03.2017).

Выручку необходимо признавать за минусом ожидаемой или наиболее вероятной величины переменного вознаграждения, которое относится к ней (п. п. 53 - 57 МСФО (IFRS) 15).