тайм консалтинг

Вопрос от клиента

Отражение бонусов в бухгалтерском учета
Мы — аутсорсинговая компания Тайм консалтинг. Оказываем бухгалтерские, юридические, кадровые услуги и не только (управленческий учет, бизнес-анализ компании, подготовка бизнес-планов и т.д.)
Напишите нам в WhatsApp, когда вам это понадобится.
Раз в месяц мы делаем подборку интересных статей и информации, которая поможет вам найти решения и всегда "держать руку на пульсе".
Часто письма не шлем. Мы тоже не любим спам!

Подписываясь на рассылку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных согласно Федеральному закону РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»
От клиента поступили вопросы:

1. Как отразить (по какой строке) в форме 2 (Отчет о фин. результатах ) бонусы начисленные к уплате покупателям за достигнутый объем и бонусы начисленные к получению от поставщиков за достигнутый объем?
N.B. бонус в адрес покупателя за определенный объем (в соглашении указано, что не является ретро-скидкой и не уменьшает стоимость проданного товара) правильно учитывать по строке выручка или прочие расходы в форме 2 отчетности?

2. Каковы отличия в требованиях РСБУ и МСФО по отражению бонусов.

3. Можно ли опираться на требования МСФО при составлении бухгалтерской отчетности и как раскрыть это в пояснительной записке?

Давайте разбираться.
Как отразить (по какой строке) в форме 2 (Отчет о фин. результатах ) бонусы начисленные к уплате покупателям за достигнутый объем и бонусы начисленные к получению от поставщиков за достигнутый объем?
Затраты в виде выплачиваемых стимулирующих премий (бонусов) за выполнение объемов закупок должны быть отнесены ПРОДАВЦОМ к коммерческим расходам. В форме N 2 "Отчет о финансовых результатах" для отражения коммерческих расходов предусмотрена отдельная строка 2210.

Обоснование.

Ни гражданское, ни налоговое законодательство не содержит понятия бонус, их прямое регулирование отсутствует.

В силу п. 4 ст. 421, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) {КонсультантПлюс} стороны вправе включить в договор любые условия, не противоречащие закону или иным правовым актам. Следовательно, в договоре поставки можно предусмотреть положение о выплате бонусов (премии) покупателю за выполнение определенных условий договора (например, достижение объема закупок за конкретный период, приобретение определенного количества товаров и т.п.).

Бонусы могут выплачиваться как деньгами, так и иным имуществом, например, путем предоставления части товара без оплаты. Учет бонусов в виде денежной премии или дополнительного количества товаров зависит от того, в каком периоде они предоставлены и на каких условиях.

Если условиями договора не предусмотрено изменение цены поставляемых товаров (работ, услуг, имущественных прав) в результате предоставления бонусов (выплате премии), сумма предоставленных бонусов признается расходом по обычным видам деятельности в том отчетном периоде, в котором у организации возникло обязательство перед покупателем в сумме предоставленных бонусов (п. 5, 16, 18 ПБУ 10/99).

Корректировка ранее признанной выручки от реализации на сумму бонусов (премии) по правилам не производится (п. 6.5 ПБУ 9/99 Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" {КонсультантПлюс}).

Выплата бонусов направлена на увеличение объемов реализации, является элементом сбытовой политики организации, при этом не изменяет цену товара, отстает от даты продажи на определенный промежуток времени и фактически является самостоятельной выплатой в пользу покупателя, не связанной с конкретной проданной единицей товара, поэтому не может рассматриваться как скидка, корректирующая выручку продавца (п. 6.5 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99).

Правила бухгалтерского учета разделяют расходы на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99).

ПБУ 10/99 к прочим расходам относит затраты, отличные от расходов по обычным видам деятельности, то есть не связанные с основной приносящей доход деятельностью компании: производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, продажей товаров (п.4, п.11 ПБУ 10/99 Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" {КонсультантПлюс}).

Поскольку бонусы (премия) за выполнение определенных условий договора поставки связаны с продажей товаров, то фактическая себестоимость переданной покупателю в качестве бонуса товаров включается в расходы по обычным видам деятельности или в качестве коммерческих расходов (п. п. 5, 7, 8, 9 ПБУ 10/99). Такие расходы учитываются на счете 44 "Расходы на продажу" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция по применению Плана счетов)).

Начисление премии (бонусов) отражается по дебету счета 44 и кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" на дату составления документа, подтверждающего предоставление премии и полностью относится на себестоимость продаж текущего отчетного периода (п. п. 5, 6.1, 12 ПБУ 9/99, п. п. 5, 9, 19 ПБУ 10/99).

Таким образом, затраты в виде выплачиваемых стимулирующих премий, предоставление бонусов за выполнение объемов закупок должны быть отнесены к коммерческим расходам. В форме N 2 "Отчет о финансовых результатах" для отражения коммерческих расходов предусмотрена отдельная строка 2210.
Как отразить (по какой строке) в форме 2 (ОФР) бонусы, начисленные к получению от поставщиков за достигнутый объем?
В бухгалтерском учете ПОКУПАТЕЛЯ предоставленный поставщиком бонус отражается в составе прочих доходов (п. 7, 9, 10.6, 16 ПБУ 9/99 и соответственно подлежит отражению по строке 2340 в форме N 2 «Отчет о финансовых результатах».

Обоснование.

С целью стимулирования покупателя к увеличению объемов поставляемых товаров договором поставки может быть предусмотрено условие о предоставлении бонуса в виде определенного количества единиц товара или товара определенной стоимости в случае, если покупатель выполняет условие договора поставки о ежемесячно закупаемом объеме товара. Включение данного условия в договор поставки не противоречит нормам гражданского законодательства РФ (п. 4 ст. 421 ГК РФ).

С точки зрения гражданского законодательства передача поставщиком товара в виде бонуса (без оплаты его стоимости) за выполнение покупателем договорных обязательств дарением не является. Это следует из п. 1 ст. 423, п. 1 ст. 572 ГК РФ. Соответственно, к такой передаче ограничения, установленные пп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ, не применяются.

В рассматриваемой ситуации бонусы (премии за объем закупок), в соответствии с условиями вопроса, не изменяют стоимость приобретения товаров и не являются скидкой, уменьшающей расходы на приобретение товаров, о которой говорится в п. 6.5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н , а увеличивают экономические выгоды организации и включается в состав доходов (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" {КонсультантПлюс}).

Поскольку получение бонусов (премии) не является выручкой от продажи продукции и товаров, поступлением, связанным с выполнением работ, оказанием услуг, то это не признается доходом от обычных видов деятельности и учитывается в качестве прочего дохода (что следует из положений п. п. 4, 5, 7 ПБУ 9/99).

Доход признается на дату его образования (выявления), то есть на дату получения от поставщика документа, подтверждающего право покупателя на получение премии, в сумме, указанной в этом документе (п. п. 10.6, 16 ПБУ 9/99).

Товары, полученные от поставщика в качестве бонуса (премии) и предназначенные для перепродажи, принимаются к учету в качестве материально-производственных запасов (МПЗ) по фактической себестоимости (п. п. 2, 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).

Особого порядка определения фактической себестоимости МПЗ, получаемых в рамках возмездных договоров и не подлежащих отдельной оплате (в том числе передаваемых по нулевой стоимости) ПБУ 5/01 не содержит. Организации следует разработать этот порядок самостоятельно и закрепить его в учетной политике (что следует из ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 7.1 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Поступление имущества без появления обязательства по его оплате представляет собой увеличение экономических выгод в результате поступления активов, которое признается доходом организации (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н). Следовательно, стоимость полученного "бонусного" товара организация – Покупатель включает в состав доходов.

Поскольку поступившие товары не являются выручкой, их стоимость относится на прочие доходы организации. Это следует из п. п. 4, 5, 7 ПБУ 9/99. Указанный доход признается по мере его выявления, т.е. в момент принятия к учету стоимости бонусного товара (п. п. 10.6, 16 ПБУ 9/99).

Выручка от реализации бонусного товара признается доходом от обычных видов деятельности (п. п. 5, 12 ПБУ 9/99). При этом фактическая себестоимость проданного товара признается расходом по обычным видам деятельности и формирует себестоимость продаж (п. п. 5, 9, 19 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Сумму причитающихся вам бонусов (премии) за выполнение объемов закупок по договорам укажите по строке 2340 в форме N 2 «Отчет о финансовых результатах».

Каковы отличия в требованиях РСБУ и МСФО по отражению бонусов?

Можно ли опираться на требования МСФО при составлении бухгалтерской отчетности и как раскрыть это в пояснительной записке?
Главное отличие МСФО от РСБУ – это принципы оценки активов и обязательств и соотнесение доходов и расходов с отчетным периодом. Их применение напрямую влияет на финансовое положение и результаты деятельности компании в глазах пользователей.

По МСФО выручка от продаж признается при передаче покупателю рисков и выгод, связанных с правом владения товаром, независимо от факта перехода права собственности, бонусы, накопительные баллы, учитываются как отдельный компонент сделки. В отчете о финансовых результатах отражают расходы по функциональности или содержанию. При решении о представлении затрат по функциям, в примечаниях к отчету раскрывается информация по содержанию.

В зависимости от условий договоров, в соответствии с МСФО (IFRS) 15, признание выручки по мере выполнения обязанностей к исполнению позволяет пользователям финансовой отчетности оценить имеющиеся у организации неисполненные обязательства по договорам с покупателями- предоставить бонусы при достижении в будущем объемов покупок на основании бонусной программы. Если это не показывать в отчетности отдельно, тогда получается, что организация-Продавец скрывает свои обязательства в будущем и завышает свою текущую выручку.

Бонусы, премии уменьшают размер выручки и не являются себестоимостью продаж (т.е. коммерческими расходами).

Выручка, полученная от продажи товаров, на дату составления отчетности определяется в оценочной величине (уменьшается на наиболее вероятную величину скидки, которую поставщик предоставляет или планирует предоставить покупателю за выполнение условий, предусмотренных договором) (п. 7.1 ПБУ 1/2008, п. п. 47, 50, 51, 52, 53, 55, 70 Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS 15) "Выручка по договорам с покупателями", введенного в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 27.06.2016 N 98н (далее - МСФО (IFRS) 15), п. B15 Приложения B к МСФО (IFRS 15), Рекомендация Р-78/2017-ОК ТОРГ "Премии покупателям в розничной торговле", утвержденная Фондом "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" 01.03.2017).

Выручку необходимо признавать за минусом ожидаемой или наиболее вероятной величины переменного вознаграждения, которое относится к ней (п. п. 53 - 57 МСФО (IFRS) 15).