тайм консалтинг

Требования охраны труда в офисе:
чек-лист для исполнения



Автор статьи - Александр Жданов
Мы — аутсорсинговая компания Тайм консалтинг. Оказываем бухгалтерские, юридические, кадровые услуги и не только (управленческий учет, бизнес-анализ компании, подготовка бизнес-планов и т.д.)
Напишите нам в WhatsApp, когда вам это понадобится.
Звоните, если есть вопросы)
Оставьте свой номер, и мы вам перезвоним.
Или вы можете позвонить нам сами
+7-952-184-98-09
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Охрана труда в офисе – это важный аспект заботы о сотрудниках, их здоровье и безопасность на рабочем месте. Несмотря на то, что офисная работа может показаться безопасной, ее выполнение связано с рисками и нагрузками на организм. Поэтому соблюдение правил охраны труда в офисном помещении необходимо для того, чтобы предотвратить травмы, заболевания и несчастные случаи на работе, а также повысить производительность труда.

В этой статье мы представляем чек-лист из девяти основных пунктов, которые помогут соблюдать требования законодательства по охране труда в офисе. Выполните эти шаги и сократите риски привлечения к административной ответственности, а также риски несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
1. Определите ответственного за охрану труда

Если в вашей организации работает больше 50 человек – создайте службу охраны труда.
Если меньше 50 человек, то на ваш выбор вы можете либо создать службу, либо
закрепить ее функции за следующими лицами:

  • Специалист по охране труда;
  • Индивидуальный предприниматель лично или руководитель организации;
  • Организация или физическое лицо по гражданскому договору.
  • Нормативный акт: статья 223 Трудового кодекса.
2. Проведите обучение и проверку знаний по охране труда для работников

Помните о том, что действуют специальные правила для офисных работников. В частности, вы можете освободить от первичного и повторного инструктажей офисных работников, деятельность которых связана исключительно с использованием персональных компьютеров и оргтехники на их рабочих местах. Для этого необходимо утвердить локальный нормативный акт с перечнем должностей, которые освобождаются от обязательного инструктажа.

Также установлены особенности обучения по охране труда на микропредприятиях. Например, проверку знаний охраны труда может проводить специальный работник (без создания комиссии).

Нормативные акты: статья 214 Трудового кодекса, Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464.
3. Проведите специальную оценку условий труда

Специальная оценка условий труда проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет.

Оценка состоит не только из определения физических условий работы, но и психологических факторов, влияющих на психологическое состояние сотрудников, таких как рабочий график, напряженность работы и другие аспекты.

Важно! С 1 марта 2023 года установлены Особенности проведения спецоценки условий труда для микропредприятий. Приказ Минтруда России от 31.10.2022 N 699н.

Нормативные акты: Федеральный закон № 426-ФЗ, приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н.
    4. Исполните требования к рабочим местам

    Так, площадь на одно постоянное рабочее место пользователей персональных компьютеров на базе плоских экранов – не менее 4,5 м2.

    Также необходимо соблюсти требования к освещенности при размещении компьютеров.

    Нормативные акты: раздел XXII СП 2.2.3670-20, п. 2 ст. 38 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ

    Важно! Избыточные требования о высоте рабочей поверхности и подставке для ног были отменены. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2 утратил силу.
    5. Соблюдайте требования к микроклимату на рабочих местах

    К показателям микроклимата относятся

    1. Температура воздуха;
    2. Температура поверхностей ограждающих конструкций (стены, потолок, пол);
    3. Относительная влажность воздуха;
    4. Скорость движения воздуха;
    5. Интенсивность теплового облучения.

    Например, для офисных работников влажность воздуха в холодный период составляет от 15 до 75 %. Предел допустимой температуры 20,0 - 21,9 °C, а верхний предел - 24,1 - 25,0 °C.

    Нормативный акт: Таблица 5.1, Таблица 5.2 СанПиН 1.2.3685-21.

    6. Установите правильное освещение

    Обеспечьте правильное освещение помещения. Так, отдельно установлены требования к освещению рабочей поверхности, искусственному, естественному и совмещенному освещению.

    Нормативный акт: таблица 5.25 СанПиН 1.2.3685-21.
    7. Следите за уровнем шума

    Соблюдайте предельный уровень шума. Гигиенический норматив в данном случае –эквивалентный уровень звука. Это уровень, воздействующий на работающего за рабочую смену (измеренный или рассчитанный относительно 8 ч рабочей смены).
    Размер его ­– 80 дБА.

    Нормативный акт: п. п. 34, 35 СанПиН 1.2.3685-21.
      8. Делайте уборку

      Законодательство не содержит специальных требований к уборке офисных помещений. Санитарные правила устанавливают обязанность по влажной уборке для отдельных видов деятельности (гостиничные, бытовые услуги, аптечные услуги и прочие).

      Вместе с тем, в офисе также необходимо делать влажную уборку. Для офисов установлены нормативы предельно-допустимой концентрации загрязняющих веществ, микроорганизмов, бактерий. Отсутствие уборки – путь к повышению концентрации веществ в воздухе, риска профессиональных заболеваний и штрафов со стороны Роспотребнадзора.

      Поэтому проводите влажную уборку раз в день.

      Нормативный акт: раздел I СанПиН 1.2.3685-21.
      9. Проводите производственный контроль

      Работодатель должен не просто выполнить требования в области санитарных правил, но и осуществлять постоянный контроль за их соблюдением и проведением профилактических мероприятий. Объектами производственного контроля за условиями труда являются рабочие места.

      Нормативные акты: статьи 11, 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п. 2.3 СП 2.2.3670-20, п. п. 1.3, 1.4 СП 2.2.3670-20.
        Итог

        Забота о безопасности сотрудников в офисе –неотъемлемая часть здорового и продуктивного рабочего окружения. Следование требованиям по охране труда поможет создать не только комфортную и безопасную среду для работы, улучшить работоспособность сотрудников и повысить эффективность бизнеса в целом.

        Важно помнить, что необходимость соблюдения правил охраны труда не исчезает со временем, и каждый работодатель должен регулярно контролировать и анализировать состояние охраны труда в своем офисе.

        Если у вас возникли вопросы или сложности с обеспечением безопасности труда, обращайтесь в «Тайм консалтинг». Мы окажем любую правовую поддержку и разработаем комплекс мер по улучшению условий труда, что повысит производительность и снизить риски для сотрудников и работодателя.

        Также смотрите